На этой неделе российские вузы должны завершить прием абитуриентов на первый курс обучения. Как и предыдущие годы, было разрешено подавать документы сразу в пять вузов и на три направления подготовки. Уж куда-нибудь да возьмут!

Когда поступала я - такой лафы не существовало. Нужно было сразу остановиться на одном вузе и на одной его специальности. Без вариантов. В случае непоступления - пытаться сделать это лишь через год. Конечно, если любовь к профессии не перегорит. У кого-то перегорала, у кого-то - нет. Это и было главным ориентиром правильности выбора.

В основном будущую профессию выбирали искренне и с намерением остаться в ней на всю жизнь.

Понять, к чему на самом деле лежит душа у нынешнего абитуриента, сдавшего документы одновременно на филологию, биологию и политологию, - практически невозможно. Создается ощущение, что человеку – все равно «лишь бы поступить и получить «корочку».

Например, пединституты ежегодно выпускают студентов и набирают новых, а в школах большинство кадров - предпенсионного и пенсионного возраста. Точно так же растворяются совершенно в других сферах выпускники технических и сельскохозяйственных специальностей.

Почему в мединститут не пробиться из-за огромного конкурса, а в районных больницах и поликлиниках никак не заполняются вакансии - вообще отдельная история. Как раз таки выпускники медов идут работать по специальности, но стараются открыть собственные частные кабинеты или пристроиться в клиники.

Там другие деньги и, соответственно, хочешь не хочешь, приходится вести себя доброжелательно и культурно. В государственной медицине - не тот полет. За отсутствие этого несостоявшегося финансового полета некоторые люди в белых халатах будто мстят нам своим равнодушием.

Недавно с близким мне человеком случилась беда - неожиданно сильно и без видимой причины под вечер опухла нога. Взяли такси и в страхе поехали в горбольницу № 20.

Сотрудница достаточно молодого возраста в кабинете приема посмотрела на нас как на назойливых мух: «А почему вы к нам приехали?»

- Но здесь же горбольница?

- В общем-то, да. Но у нас нет сегодня дежурного хирурга.

- Что же делать?

- Поезжайте туда, где он есть!

На мгновение даже теряю дар речи. Но - беру себя в руки.

- А где же он есть?

- Не знаю!

Я тоже не знаю, зачем такие медики дают клятву Гиппократа и, вообще, зачем они выбрали эту работу, если им наплевать на больных и нет никакого порыва души помочь - пусть не реальными действиями, то хотя бы информацией?..

Министр образования Дмитрий Ливанов грозится провести сокращение количества вузов, их филиалов и даже аспирантур. По некоторым данным, сейчас у нас насчитывается около тысячи вузов. Мол, количество огромное, а толку мало. Уровень подготовки - низкий, заполняемость кадрами в стране - тоже.

У этой идеи есть сторонники и ярые противники. Одни согласны, что вузов неоправданно много - в два раза больше, чем в СССР, который был больше России в два раза. Другие уверяют, что сокращением проблему не решить. Нужно думать об уровне преподавательского состава (а как поднять этот уровень, если сокращать аспирантуры?), о возвращении системы послевузовских распределений, о реальных привилегиях при поступлении для абитуриентов-«медалистов» и для тех, кто представит хорошую личную историю в виде почетных грамот по предметам, спортивных дипломов.

Некоторые смотрят еще глубже и настаивают на серьезной профориентационной работе. Чтобы подростки узнавали о будущей профессии не из телесериалов, а из общения с реально работающими в этой сфере людьми.

Потому что, к сожалению, даже в нашей профессии теперь появляются студенты, которые искренне уверены, что все журналисты только и делают, что встречаются со звездами и бизнесменами, ходят по светским мероприятиям и фуршетам.

«Что? Нужно еще ездить в командировки по области? Я не хочу!» - заявила мне одна практикантка-второкурсница журфака.

Кажется, уже большая часть населения - с «корочками» о высшем образовании, а найти толкового, трудолюбивого и ответственного специалиста - проблема.

- Ой, зачем твой сын решил поступать на юриста? Отговори! Ведь всюду твердят, что юристов переизбыток! - советовали мне некоторые знакомые пять лет назад.

- Во-первых, это его личный выбор. Нужно давать молодым людям возможность попробовать осуществить свою мечту. Во-вторых, хорошие юристы, как и врачи, и строители, и учителя, - нынче на вес золота! - не соглашалась я.

Время все расставляет по своим местам. Полтора месяца назад сын получил диплом юриста и еще за несколько месяцев до этого - приглашение на работу. Его, толкового студента, заранее смог «вычислить» не менее умный работодатель.

Потому что фишка теперь такая, что никто из серьезных работодателей, особенно там, где присутствует частный капитал и очень многое зависит от компетентности сотрудников, не желает брать в штат только по принципу родства и знакомств. Всем нужны хорошие кадры! А где их взять?

Уже несколько лет проводится мониторинг эффективности вузов. Критериев оценки становится все больше и больше. Один из них - количество выпускников, трудоустроенных в течение года после получения диплома.

Педагогические, сельскохозяйственные вузы, консерватории в силу разных причин, в том числе и объективных, пока почти не имеют шанса выбраться из зоны неэффективности. У их выпускников нет то желания работать по специальности, то возможности.

- Просто ужасно стало работать! Время, которое могла бы направить на детей, теперь трачу на заполнение каких-то бланков отчетности! - жалуется первая учительница моего сына - учитель от бога. - Раньше такого не было.

Чтобы выпускники сельхозвузов поехали на село - надо хотя бы перестать его разрушать. Была в командировке в Милютинском районе, который некогда славился своим маслом, сыром, животноводческими фермами. Теперь без слез на некоторые села не глянешь. Всюду развалины. Куда ехать молодому специалисту? Где работать и в какой соцкультсреде жить?

Пока чиновники «наверху» не поймут, что решать проблему вузов нужно комплексно, - ничего не изменится. Мы так и продолжим искать без вины виноватых и метаться из стороны в сторону, бестолково экспериментируя над тем, к чему на самом деле нужно относиться очень аккуратно. Разрушить систему образования и воспитания - несложно. Восстановить - вот задачка со множеством неизвестных!