
Этот праздник – День села Синявского, который отмечали 30 августа – многие его участники постараются забыть, вычеркнуть из памяти. Но вряд ли получится. Он закончился не просто трагедией – несмываемым позором. Пьяная разъяренная толпа забила насмерть 22-летнего парня.
После просмотра видео, которое выложили в Интернете – а снимавший стоял буквально в шаге от избиваемого – я не могла уснуть всю ночь. Страшно жить в обществе, где самосуд возможен среди людей, которые живут бок о бок, знают друг друга, общаются, чьи дети дружат. Суть произошедшего, наверное, многим нашим читателям уже известна: страшная новость облетела не только область – на всю страну прогремело благополучное донское село. На центральной благоустроенной улице – тут тебе и Дом культуры, и фонтан – славили его замечательных жителей. Рафаэль Халгатян на свою беду сел за руль в нетрезвом состоянии и вместе с отцом приехал на праздник. Паркуясь, водитель зацепил и повредил пять иномарок. Какие помял, какие – поцарапал. Разогретые алкоголем односельчане отреагировали сурово: выволокли его вместе с отцом из машины, начали избивать, крушили и злополучное авто. Заступников у чужаков нашлось немного – пара друзей да сердобольные женщины. Но они не смогли противостоять большинству и силе. Остальные просто наблюдали за происходящим.
Рафаэль умер, не приходя в сознание. У него остались жена и семимесячный ребенок.
Сейчас сколько угодно можно рассуждать о том, что стало той искрой, которая настолько разъярила людей, что они вершили самосуд. Кстати, по статистике к нему готовы 75 % россиян. Но одно дело, когда речь идет о защите семьи, когда налицо – ангажированность суда или правоохранительных органов, и люди уже не верят в справедливость. Большинство опрошенных наших граждан уверено, что жертв преступлений и их семьи сегодня наше государство не защищает – им остается только беспомощное ожидание. Но здесь налицо обыкновенная бытовая распущенность и полная неподготовленность к мероприятию со стороны местной администрации. Разве два участковых могли реально прекратить начавшийся беспредел? И рядом с ними не было тех самых дружинников из числа местных жителей, на помощь которых можно было бы в такой ситуации рассчитывать. В селе Синявском после инцидента введены дополнительные меры безопасности. А нельзя ли самые обычные простые меры было ввести «до того»? Всего на два-три часа праздника? Нельзя ли было сократить количество нетрезвых людей в центре села?
Но свершившийся самосуд – не только прокол правоохранителей и организаторов. Он еще и показатель того, как, в какой форме может прорваться наружу накопившаяся агрессия. Если рассуждать здраво, то и страховая за побитые машины все равно заплатит, и сам виновник никуда от наказания не ушел бы. Но сестра погибшего говорит, что избивавшие просто прыгали на тело Рафаэля, такое поведение диктовал им воспаленный мозг. Парень для них в тот момент был олицетворением всего зла, которое происходит в их жизни. Между прочим, 34 процента наших граждан постоянно испытывают желание «перестрелять всех взяточников и спекулянтов». Еще 38 процентов признаются, что время от времени ловят себя на желании расправы над чиновниками и силовиками-коррупционерами. Самую большую «потребность» в уничтожении таких преступников выразили жители столицы: более 60 процентов москвичей высказались за физическую расправу над взяточниками.
А участники ДТП – так и вовсе в зоне особого риска. Расправы на дороге с теми, кто зацепил чужое авто, стали настолько привычными, что уже обсуждается инициатива о введении уголовного наказания за самосуд на дороге. Да разве одними ДТП ограничиваются локальные «очаги» агрессии? Злобные перепалки в общественном транспорте грозят перерасти в серьезные разборки.
Наши люди словно находятся в постоянной боевой готовности. Агрессия стала нормой. Даже в семье, и среди приятелей, и среди коллег бытует расхожая, такая привычная фраза: «Убил бы тебя за это!». Вот и убили… А теперь с этим надо жить и бесконечно искать себе оправдания, почему в этой ситуации нельзя было все повернуть по-другому.

