Шестидневка свалилась на нашу семью неожиданно – как пришедшая зима на работников коммунальной сферы. Знали, что она будет, но верить в это не хотели и тайно надеялись: вдруг само собой рассосется? Тем более что многие школы не только в столице, но и в регионах перешли на пятидневку. 

Сразу хочу оговориться: изначально я была против шестидневки только в младших классах. Старшим, по моему разумению, как говорится, сам бог и минобр велели. И вот когда для моего второклассника наступила первая суббота, в которую он должен был отправиться в школу, я задумалась. Что же в реальности нам даст учеба в субботний день и чего ребенок лишится? Передо мной стояли увесистый ранец, который весь прошлый год парень покорно натягивал на себя пять дней в неделю, и легкий рюкзачок со спортивными принадлежностями. Два выходных дня у нас в течение последних трех лет были посвящены исключительно спорту. Теперь останется один. В будние дни ученик до пяти часов в школе. Вся семья работает, и продленка – наше спасение. Но ведь это и есть тот самый малоподвижный образ жизни, который формируется с детства! Уроки физкультуры лишь отчасти компенсируют сидение за партой. Уже не говорю о том, что спортивную секцию, которая работает по будням в вечернее время, найти сложно. 

В дневнике у второклассника значились уроки: математика, чтение и изо. В нашем спортивном расписании – оплаченное занятие по плаванию в группе, которую ведет именно по субботам в 10.00 очень хороший тренер, пробежка по парковым аттракционам с обязательным посещением тира. Плавание у нас в приоритете. Начав ходить в бассейн, ребенок болеть перестал. Сорок пять минут интенсивной тренировки, пять минут сауны, контрастный душ и – никаких соплей весь год. Только началась учеба – полкласса уже кашляет. Учитель скорбно кивает, мол, перемена погоды. Так вот, на тех, кто регулярно плавает, это не распространяется. 

Отодвинув эмоции, я начала считать: четыре субботы в месяц составят тридцать дней в году. За четыре года – 120. Поможет ли субботний день ученику начальных классов лучше усвоить предметы, не знаю. Но что к пятому классу со здоровьем у него могут начаться проблемы, вполне возможно. Из-за болезней он потом больше пропустит…

Что выбрать: спортивный рюкзак или школьный ранец? Я позвонила своей приятельнице, которая всю жизнь работает в школе. У нее – трое взрослых детей, все с высшим образованием, успешны в карьере и семейной жизни.

– Твои дети учились по шестидневке?

– Учились, – рассмеялась она, видимо, вспомнив обстоятельства учебы. – Старшая у меня с малых лет была девочка очень ответственная, потому ни одной субботы не пропускала. Средний сын – так себе: бывало, что по субботам школу пропускал. Но всегда находил уважительную причину – помогал отцу по хозяйству (их семья живет в сельской местности). А младшая, скажу честно, по субботам в школу просто не ходила. Говорила: мама, я очень устала, я просто не могу, мне нужно отдохнуть. И я как педагог ее очень хорошо понимала и поступала непедагогично. Но не только о младших классах надо вести речь. Старшеклассникам особенно трудно. Все воскресенье они готовят уроки. Ни отдохнуть, ни спортом заняться им действительно некогда.

Меня обеспокоила эта грустная, хоть и отдаленная, перспектива. И обратилась я к другой своей подруге, которая много лет проработала в школе, сама – педагог в третьем поколении. И дочь ее – завуч школы. Спросила напрямую: ты за пятидневку или шестидневку?

– Я категорически против шестидневки, особенно в начальных классах. Любое нововведение должно быть обоснованным. Расписание всегда можно составить так, чтобы начальная школа уложилась в пять учебных дней. Да и о здоровье старшеклассников надо подумать. Они перегружены донельзя, – огорошила меня подруга. Я-то думала, что она корпоративные интересы будет отстаивать.

– Вот зачем в младших классах два языка? Понятно, английский, он технический, всегда нужен. Зачем второй, если в большинстве выпускники по-хорошему ни одного не знают? Чтобы знать язык, нужно постоянное живое общение, – взялась рассуждать задетая за живое учительница. – Учителя за инновациями гонятся, а дети свободным временем расплачиваются. Откуда потом здоровье?

Наверное, всем ясно, что в ту субботу я выбрала – школьный ранец или спортивный рюкзак. Но, честно говоря, пожалела об этом. Ребенок и в бассейне, и в тире периодически грустно спрашивал: «Может, лучше все-таки было пойти в школу?»