Всю предыдущую неделю Ростов прожил в нескончаемых пробках – сразу в нескольких районах донской столицы ремонтировали дороги. Автомобилисты безнадежно  опаздывали на работу и возвращались позже обычного. Транспортный коллапс – проблема большого города, что и говорить... Но пробками, похоже,  пресытились даже самые завзятые автолюбители. Один из них признался: работал бы нормально общественный  транспорт – давно бы пересел в автобус и жил бы без забот.  Не  ломал бы голову, как ухитриться припарковать машину возле дома вечером, а утром – в центре возле работы. Не переживал бы, что  автомобиль может стать жертвой эвакуатора.  А к тому же впереди грядет новая проблема – почасовая оплата  парковки в центре, которая превратит  машину в роскошь, доступную немногим.

На узких и тесных улицах европейских столиц, построенных в средневековье, проблема пробок решена просто и изящно. Автомобиль – ежедневный транспорт лишь для тех, кто работает в  городах-спутниках. Те,  чей офис расположен в городе, пользуются городским транспортом. Он ходит строго по расписанию и простаивает на остановках не более 1,5 минуты.  Но  битву за отсутствие пробок, а заодно и за чистый воздух выигрывают  все-таки велосипеды.

В Амстердаме, например, всегда поражаешься нескончаемой реке  велосипедистов. Она  течет по специально выделенной полосе у обочины проезжей части (свободной, кстати,  от припаркованных автомобилей), строго соблюдая все правила дорожного движения. На велосипедах там  круглый год (климат позволяет) – и стар, и млад.   Школьники – поголовно, начиная с шести лет. О студентах и говорить нечего. А мамы для перевозки  малышей крепят на велосипедах по два детских кресла  – впереди и сзади седла. Если детей трое и больше, для них впереди руля приспосабливают деревянный короб,  в дождь и ветер  поверх него  натягивают пластиковый навес. Почти комично выглядят  серьезные мужчины в костюмах и при галстуках с портфелями на ремне через плечо, невозмутимо восседающие на велосипедах. Интересно наблюдать за  стариками, которые бодро крутят педали и, только поднимаясь в горку, ведут велосипеды «под уздцы». Тратить на дорогу на велосипеде до работы  по 20– 30 минут и столько же вечером до дома – нормально, считают амстердамцы. Кажется, забери у них велосипеды – и жизнь в городе остановится.

В Ростове велосипед быстро набирает популярность. Но дело движется туго. В 2012 году полоса  для велосипедистов протяженностью 2,3 км была выделена в Западном жилом массиве. Через год обособленные велодорожки появилась на Северном (длиной 700 метров)  и в парке  Дружбы (900 метров). В 2014 году уже в центре города были выделены две полосы для велосипедистов – около 2 км длиной. Сегодня их общая протяженность в Ростове составляет чуть больше 7 км.

Дело буксует по многим причинам. Первая – повсеместные  парковки на обочине, где, по идее, и должны двигаться велосипедисты. Второе – низкая культура вождения автомобилистов. В такой обстановке ехать по оживленным трассам города на велосипеде просто опасно.  Иногда видишь смельчака   в седле, и сердце замирает, когда рядом  с ним проносится автолихач,  считающий велосипедиста не полноправным участником дорожного движения,  а досадной помехой.   А менталитет изменить – это, перефразируя классиков, не ишака купить…

Между тем любителей велосипедов в Ростове все больше, особенно –  среди молодежи. Им хочется скорости,  простора и безопасности. И  двойственное чувство испытываешь, когда видишь велосипедистов, лавирующих среди пешеходов по тротуару. За первых  обидно –  им явно негде развернуться, а так хочется! За вторых – страшно. Особенно за стариков, которые могут не успеть вовремя увернуться от стремительно несущегося велосипеда…

...У ростовчан есть мечта –  добраться на велосипеде от Северного жилого массива до центра города без помех. Сегодня это кажется утопией. Но  первые шаги  сделаны – те самые 7 км велодорожек  уже проложены . Теперь главное – не останавливаться, попутно приучая людей к мысли, что велосипед –  транспорт, а не развлечение.