Почему многие россияне тоскуют по эпохе социализма
Великая страна с непредсказуемым прошлым
Так назвал Россию в одном из своих монологов сатирик Михаил Задорнов. Лучше не скажешь. История у нас стала политическим орудием, которым пользуются как неандерталец дубинкой - с целью забить оппонента как мамонта. Особенно когда речь заходит о недавнем советском и постсоветском прошлом.
Особо это видно на примере оценок события, которое при «клятых коммунистах» называлось День Великой Октябрьской социалистической революции, затем указом президента Ельцина было переименовано в День согласия и единства (1996), теперь же вовсе выброшено из отечественных «святок». А ещё недавно советские школьники звонко декламировали стихи Самуила Маршака:
День Седьмого ноября —
Красный день календаря…
Весь народ — и млад и стар —
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!
На демонстрации выходили многотысячные колонны: часто в «добровольно-принудительном» порядке, но всё равно с веселым топотом, особенно после «сугрева» «огненной водой» - для душевной бодрости. Нынче же в Москве демонстрация КПРФ в честь 98-й годовщины революции, по данным пресс-центра МВД, собрала 2,5 тысячи человек (оргкомитет акции насчитал около пяти тысяч). Ещё печальнее марш в Ростове. Мне довелось наблюдать его на Пушкинской. В колонне шла в лучшем случае сотня человек, в основном старики и люди в возрасте. Причем почему-то не с ликом вождя революции Ленина, а под хоругвью с портретом Сталина.
Замечу справедливости для: День народного единства 4 ноября тоже пока страшно далек от народа. Согласно опросу Левада-центра, признанного Минюстом России иностранным агентом, 55 % россиян знают, что такая дата существует - но только 22 % готовы её отмечать.
Конечно, Левада-центр, признанный Минюстом России иностранным агентом, - организация, политически ангажированная, либералы прозападного толка. Но работают профессионально. По их выкладкам, в России «всё не так, как надо», народец тёмный, косный, не готовый к демократии - однако статистические данные в целом отражают действительность. А толкование фактов - дело вкуса. Так вот, согласно данным 2015 года, более половины россиян положительно относятся к советскому прошлому и тоскуют по СССР. На вопрос: «Чего больше принесла перестройка - пользы или вреда?» 26 % опрошенных склонились в сторону пользы, 57 % - в сторону вреда. Правда, из этих 57 % лишь 41 % хотел бы, чтобы в нынешней России всё оставалось так, как в СССР. 34 % опрошенных убеждены, что дальше жить при СССР было бы хуже.
То есть вернуться в прежний Советский Союз готовы менее половины россиян, хотя перестройкой недовольны более половины. Как прикажете это понимать?
СССР второй свежести
Да так и понимать, что россияне, которые ностальгируют по Стране Советов, тоскуют каждый о своём.
Отрицательно оценивают положение дел в нынешней России по сравнению с СССР часто граждане старше 55 лет с образованием и доходами ниже среднего. «Негативная оценка перестройки преобладает у социально незащищенных слоев населения, не получивших никаких благ от реформ, которые только законсервировали неблагополучное положение, в котором они оказались тогда и находятся до сих пор», - констатирует Левада, признанная Минюстом России иностранным агентом, - центр. Безграмотно изложено, но в целом понятно.
Эти выводы либералов полностью разделяют и национал-шовинисты на своём сайте «Спутник и погром» (sputnikipogrom.com). В их понимании современные «совдеповцы» - «пожилые люди со спитыми лицами, с покалеченными душами, по которым проехались траки советского танка». Короче, старые алкоголики, неудачники, работяги-недоумки, которые не смогли вписаться в современное общество. Конечно, есть и подобная прослойка. Но погоду делает все же не она.
Мы уже упомянули, что грусть-печаль народная по утраченному Союзу имеет разные оттенки. СССР - это период взлетов, падений, темных и светлых пятен в истории одной страны, одного гигантского социального эксперимента. Это - не черно-белое кино, это - кино цветное.
Конечно, в истории Советской страны было много крови, изломанных людских судеб. Гражданская война с миллионами унесенных жизней, коллективизация и индустриализация, когда старый уклад аграрной страны ломали через колено, массовые репрессии, процессы и «чистки», расстрелы и ГУЛАГ... Партийно-тоталитарная система паразитировала на идее светлого будущего, счастливого общества равных, превратив её в соску-пустышку.
Так было с самого начала. Большевистские лидеры и их окружение занимали самые «тёплые» должности - синекуры и руководили специалистами как умели. А умели они никак. Отчасти этим обусловлен ряд сталинских репрессий. Когда отец народов понял, что с такой публикой создать великую страну невозможно, полетели головы - а заодно и «человеческие щепки».
Побочный эффект - катастрофическое социальное неравенство. Партийно-советская элита в 1930-е получала 500 рублей в месяц, многие имели «персональные» зарплаты - до 800 рублей. Помимо этого, с 20-х годов имелись секретные денежные фонды, из которых руководящим бонзам оплачивалось питание в закрытых столовых, покупка квартир, путевок, строительство закрытых домов отдыха и т.д.
Рабочему платили в среднем 125 рублей, школьному учителю - 100-130 рублей, медсестре - 40-50 рублей.
В обществе нищих совпартийцы получали сытные пайки. Паек «литеры А» включал в 1932 году (когда свирепствовал голод) 4 кг мяса и 4 кг колбасы; 1,5 кг сливочного и 2 л растительного масла; 6 кг свежей рыбы и 2 кг сельди; по 3 кг сахара и муки (не считая печёного хлеба - 800 г в день); З кг различных круп; 8 банок консервов; 20 яиц; 2 кг сыра; 1 кг кетовой икры; 50 г чая; 1200 штук папирос; 1 литр молока в день, кондитерские изделия, овощи и фрукты. Номенклатура также шила на заказ в специальных мастерских одежду и обувь, получала готовую одежду в спецраспределителях (нередко - конфискованную у репрессированных «врагов народа»).
Ненамного лучше было в период «оттепели», когда в 1962 году власть расстреляла демонстрацию рабочих Новочеркасска. При орденоносном Леониде Ильиче СССР развивался под лозунгом «Блат выше Совнаркома». В магазинах не было ни еды, ни промтоваров, ни мебели, ни хороших книг... Исключение составляла Москва. Моя жена по роду работы нередко бывала в столице, откуда возвращалась с полными чемоданами. Спасибо партии родной…
Так что позиция критиков советского режима мне отчасти понятна.
«Но пока мне рот не забили глиной...»
А между тем о советском прошлом скорбят не только старые недоученные алкаши. Немало добрых слов о Союзе можно услышать от людей с «верхним» образованием, не слишком старых и умеренно пьющих. Даже от некоторых деятелей оппозиции. Например, от Дмитрия Быкова, который одержим идеей издавать журнал «Советский Союз», предоставляя слово и левым, и правым, и полусредним. Сам Дима увлечен искусством Советской страны 20-х годов - новаторским, революционным, ломавшим традиционные границы, рамки и устои.
Я сам прожил в СССР 35 лет, получил образование не на «цыганском факультете», а на филологическом, в злоупотреблении спиртным не замечен - а между тем нахожу в советской эпохе много замечательного. За короткий срок мой Советский Союз одолел неграмотность, построил мощное индустриальное государство, за «мрачное десятилетие» 1930-х создал сотни вузов, дал миру великих ученых, писателей, художников, музыкантов, победил в кровавой мировой войне, отправил человека в космос... Когда были созданы шедевры отечественного кино? В СССР. Нынешние удачные картины легко пересчитать по пальцам одной руки.
О здоровье страны я сужу по ее отношению к детям. Мы до сих пор воспитываем ребят на произведениях Маршака, Чуковского, Барто, Носова, Волкова и других советских детских писателей. Современных, популярных во всей стране, не назову ни одного. В СССР ежегодно выпускались десятки детских фильмов. Спортивные секции были бесплатными. Мы впитывали интернационализм, читая сказки русского, украинского, молдавского, бурятского, осетинского и других народов.
Образование наше было одним из лучших в мире и самым доступным. Я - сын обувщиков, моя жена - дочь парикмахеров, в университет поступили без проблем. Несмотря на партсоветский маразм, который нас окружал, идеи справедливости, равенства, свободы, объединенные словом «коммунизм», не теряли своей привлекательности.
Поэтому обгадить и вырвать с корнем 70 лет истории своей страны я не позволю. Считаю такую попытку варварством, признаком духовного и умственного вырождения. Хорошо написал об этом Захар Прилепин 7 ноября в публицистических заметках «Я рожден в Советском Союзе», где он гневно обратился к нынешним «либералам» и «демократам»: «Вы не оставили ни единой целой косточки в нашей национальной истории, вы поглумились над каждым трупом, вы станцевали на каждой святыне, вы Красное Знамя моей Победы выбросили вон, потом не удержались, выбежали вслед и ноги о него вытерли».
Подпишусь и под горькими словами Прилепина о профанации символов советского прошлого, о том, что оттуда нынешняя власть берёт самые неприглядные черты, атрибуты, пропахшие нафталином:
«…Нынешние реставраторы добились того, чего не смогли сделать никакие витии и мессии в течение всех, гори они красным огнем, 1990-х годов: собрав воедино все атрибуты ханжества, глупости и низкопоклонства «красной» эпохи, они бесповоротно доказали, что терпеть это все во второй раз ни сил нет, ни смысла».
Нельзя любить Родину по частям, как поросёнка, разделанного в мясной лавке. Патриотизм - это и радость за страну, и боль, и даже стыд за неё. Поэтому закончу строками из стихов лауреата Нобелевской премии поэта-эмигранта Иосифа Бродского:
С высоты ледника я озирал полмира,
Трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город...
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
Из него раздаваться будет лишь благодарность.