Заменим азбуку Кораном и Библией?
На заседании рабочей группы Минобрнауки РФ и Синодального отдела религиозного образования митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий заявил, что основы православной культуры надо преподавать в школе не один год, а весь период обучения «с достаточной учебной нагрузкой». Речь не только о православии: митрополит предложил Министерству образования включить в основную школьную программу план «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с четырьмя учебными дисциплинами по религиозным культурам и светской этике.
Это «позволит развивать преподавание религиозных культур и светской этики в 5-9 классах», - пояснил митрополит. Лично я поддерживаю такую идею. Мировая литература, философия, живопись, музыка пропитаны сюжетами и духом мировых религий. Однако, по-моему, изучать надо все основные религиозные культуры во взаимосвязи, и преподносить материал должен опытный светский педагог.
Но есть у меня и вопросы. Например, Меркурий объяснил, что таким образом мы «даём возможность развивать духовно-нравственное образование в школах там, где в этом есть потребность». А что, такая потребность есть не во всех школах? Видимо, владыко духовность и мораль связывает прежде всего с религией. И школьников будут обучать духовности «по выбору образовательных организаций» и «с учётом местных потребностей». То есть на Кавказе и в Татарстане - исламу, в Калмыкии и Бурятии - буддизму, в Центральной России - православию...
А преподавать кто будет - раввины, муфтии, батюшки, ксендзы? Напомню: церковь у нас отделена от государства. Поэтому совместное заседание Минобрнауки и Синода воспринимаю как нехороший знак.
Приведу пример. Мой приятель Василий Федоренко после окончания пединститута в 1970-е преподавал в начальной школе чеченского аула. Через пару дней на совете местных старейшин ему вежливо объяснили: дорогой, для нас учитель - святое... Но больше не рассказывай ребятишкам, что Земля вертится вокруг Солнца, а человек произошёл от обезьяны...
Это было в годы «воинствующего атеизма». Теперь же нам предлагают, чтобы пестрая толпа священников вбивала в головы школьников религиозные догмы. А между религией и наукой - дистанция огромного размера. Мы что, хотим воспитать поколение шизофреников?! К тому же подобные «эксперименты» несут раскол между подростками на религиозной почве, деление на «чистых» и «нечистых»... Оно нам надо - в ситуации с мигрантами в Европе, пылающим Ближним Востоком, терактами?
А между тем «площадкой для эксперимента» предлагают выбрать нашу Ростовскую область... Хотя на Урале подобная попытка успешно провалилась. Как скорбно признал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, все меньше школьников выбирают предмет «Основы православной культуры». Если в 2009 году к основам православия тянулись 20,6% уральских учеников, сейчас это число снизилось до 14,56 %. В провале Кирилл обвинил... главу муниципалитета и руководителей районных управлений образования!
Больше храмов – хороших и разных?
В Ростове-на-Дону в ближайшие годы городские власти хотят построить 23 храма. Как сообщили агентству ИА REGNUM в городской администрации, храмы появятся во всех районах донской столицы, а в микрорайоне Левенцовка - сразу три церкви.
Пока речь идет о подсчете заявок на предоставление участка для строительства церквей, по 14 из которых уже приняты положительные решения.
«Как отмечают власти, на сегодняшний день существующие храмы, а их в городе 53, доступны не всем гражданам. Если подсчитать, то исходя из численности Ростова-на-Дону, на один храм приходится чуть более 21 тыс. человек», - сообщает тот же REGNUM.
Правда, в Ростове живут не только православные, но также мусульмане, иудеи, католики, протестанты, буддисты, даже индуисты - не говоря уже об атеистах! Если исключить их из общего хора, количество ростовчан, не охваченных православными храмами, резко сокращается. К слову, мечеть, синагога и католический храм здесь представлены по одному экземпляру, ненамного больше сектантских домов разного рода. Буддийские храмы вовсе отсутствуют.
Впрочем, мне могут возразить: в России, тем более на Дону, православные составляют от 60 до 80 процентов населения! Вот и задыхаемся от нехватки храмов... Давайте начистоту. Насчёт «задыхания»: по данным соцагентства Левада-центр, , признанного Минюстом России иностранным агентом, большинство россиян, считающих себя православными, посещают религиозные службы раз в год и реже. Сомневаетесь - зайдите в любой день (включая выходные) в близлежащую церковь. Наплыва народа вы там не обнаружите. Разве что на церковные праздники: Рождество, Пасха, Троица... По опросам той же Левады, раз в месяц и чаще церковь посещают всего 14% опрошенных.
А знаете, почему? Да потому, что при внешних переменах атрибутов страна наша так и осталась атеистической. Свою принадлежность к православию многие определяют простыми признаками: «крест ношу и на Пасху яйца крашу».
Готовя этот материал, я около часа простоял у храма в парке «Дружба» - самый центр Северного микрорайона. Из 164 человек, прошедших мимо храма, перекрестились на него только... 23! А многие из вас наизусть прочитают «Отче Наш» от начала и до конца? То-то…
Если считать православными тех, кто постоянно исповедуется, причащается, посещает церковные службы, знает хотя бы три-четыре молитвы или псалма, таковых наберётся примерно 7-8%. Не говоря о тех, кто хотя бы старается поступать в соответствии с евангельскими заповедями и церковными правилами - их ещё меньше.
Так что сколько храмов ни строй, православие от этого не укрепится. Церковь - не супермаркет «шаговой доступности». Перефразируя профессора Преображенского, «разруха не в храмах, а в головах». Верить душою и «косить» под верующего - две большие разницы. Впрочем, жуликам, продажным чиновникам и всякой сволочи удобно: не надо далеко бежать, чтобы замолить грехи. На бензине сэкономят.
Смотри на крест, а не на «мерседес»!
В поисках материалов к статье я наткнулся на видеозапись небольшой проповеди Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, обращенной к прихожанам после освящения церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве (Москва). Речь была посвящена значению и символике христианского креста. Патриарх начал с притчи о двух разбойниках, между которыми был распят Иисус. Один из них уверовал в Христа и пожалел его, за что Спаситель вознес его вместе с собой в рай.
Но меня поразила другая часть проповеди, цитату из которой позволю себе привести читателю: «Сегодня многие, взирая на крест Христов, ничего не видят, кроме того... что Церковь, которая призвана проповедовать о кресте миру, не соответствует этой проповеди, и священники плохие, и не на таких машинах ездят и не то делают». Тут же к месту владыко вспоминает Евангелие от Иоанна: «Не для того Бог послал Сына Человеческого в мир, чтобы судить мир - но чтобы мир был спасен через Него».
Ну что за народ такой... Им бы на Крест Господень молиться, а они высматривают корыстолюбивых священников, которые ездят на «бентли», «мерсах», «гелентвагенах», отстраивают себе роскошные особняки. Не судите - и не судимы будете.
А католическая церковь, например, на обвинения в адрес своих священников отвечает с присущим ей юмором. Мол, вы когда врача вызываете, не спрашиваете, сколько у него любовниц и кого он обокрал. Вам важно, чтобы он вас вылечил. Так и священник. Не важно, кто он, зато вам грехи отпускает.
Что ж, позволю тогда себе еще одну цитату. Из «Жития протопопа Аввакума»: «Мелхиседек, живя в чаще леса, в горе Фаворской, семь лет ел ростки древес, а вместо пития росу лизал... Друг мой Иларион, архиепископ Рязанской. Видишь ли, как Мелхиседек жил? На вороных в каретах не тешился, ездя! Да еще был царские породы. А ты хто? Воспомяни-тко, попёнок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя на подушке, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу, по площади, чтобы черницы-ворухи любили. Ох, ох, бедной! Некому по тебе плакать!.. Явно ослепил тебя диявол!.. Ныне уж содружился ты с бесами, в карете с тобою же ездят и в соборную церковь и в верх к царю под руки тебя водят... Да воздаст ти господь по делом твоим в день страшнаго суда!» В том же Евангелии от Иоанна Христос сказал: «Царство мое - не от мира сего». Вдумайтесь: сколько религий в мире? И каждая считает себя единственно правильной. А с чего вы взяли, что принадлежите к «правильным»? Так вам сказали - а вы приняли на веру.
Я - верующий. Крещен в православии. Оно близко мне как культурная среда, как способ национальной идентификации. Ношу православный крест и иконку. Хожу иногда в церковь. Но сам - человек невоцерковленный.
Потому что убежден: мне в общении с Богом, тем более Ему в общении со мною переводчик не нужен.