Об этой новости я услышала в небольшом магазинчике, где порядки, как в былые времена, и работники прилавка, не стесняясь покупателей, обсуждают разные проблемы – от личных до международных.
– А что, я не против поработать в отделе православных товаров! – сказала одна продавщица.
– Да разве ж Церковь позволит нам ими торговать? Увидишь, откроет собственные продуктовые магазины, – опустила ее с небес на землю другая.
Новость, давшая повод для таких разговоров, заключалась в том, что где-то в верхах возникла идея православного стандарта на продукты питания. Распространялась она быстро, но по принципу «испорченного телефона». Народ и в реале, и в Сети разделился на тех, кто принял эту идею на ура, и тех, кто встретил ее в штыки.
Противники идеи продуктового православного стандарта сразу решили, что все это придумали попы, чтобы увеличить доходы. По их прогнозам, цены на такие продукты оказались бы задраны так, что простому человеку, не лишившись штанов, до них никак не допрыгнуть.
Те же, кого эта идея обрадовала и обнадежила, увидели в ней не только практическую пользу, но и возможность приумножить национальную гордость великороссов: если существуют продукты кошерные и халяльные, то почему бы не быть и отмеченным знаком православного стандарта?
И те, и другие поторопились. Из сообщений различных СМИ картина рождения этой идеи складывается такая. Владимир Слепак, лицо светское, председатель одного из комитетов Общественной палаты России, после посещения многопрофильной церковной выставки высказался о целесообразности введения православного стандарта продуктов. Причем речь шла о добровольной сертификации и касалась прежде всего продукции монастырских хозяйств.
Полномочные представители РПЦ отреагировали на эту инициативу довольно быстро. Они пояснили, что мусульманский халяль и иудейский кашрут связаны с системой определенных религиозных представлений, делением животных на чистых и нечистых. Пренебречь этими многовековыми установками и запретами – значит совершить грех.
В православии – другие традиции. Здесь употребление тех или иных продуктов ограничено лишь церковным календарем, то есть постными днями. С качеством продуктов, которое подразумевает идея православного стандарта, это никоим образом не связано.
Один батюшка в интервью федеральному СМИ даже высказался в том духе, что вред, якобы приносимый организму неким продуктом, еще надо доказать. И поэтому-де поедание неполезных продуктов – это не грех, а глупость.
С оценкой пищевого поведения потребителей, особенно, если речь о чипсах, более или менее ясно. А как, с точки зрения Церкви, квалифицировать производство таких продуктов, а то – еще хуже: напичканных сомнительными «ешками», антибиотиками и т.д. ? Должна ли здесь Церковь сказать свое веское слово?
Рискну предположить, что пройдет сколько-то времени, и о продуктовом православном стандарте заговорят вновь. Именно в отношении качества. Потому что иным институтам, выдающим продуктовые сертификаты качества, уже почти не верят. Но надо же людям на кого-то надеяться!