Самые популярные у россиян загранмаршруты – Турция и Египет – теперь под запретом. Много еще, конечно, в мире других стран. Но там как-то тоже неспокойно, а в связи со скачком доллара еще и очень дорого. 

Представители российского туристического бизнеса отмечают небывалый спад спроса на загранпутевки и пытаются спасти себя и индустрию в целом, обратив взор внутрь. В смысле на возможности внутренних туристических маршрутов. 

На этой неделе стали известны результаты рейтинга российских регионов по их привлекательности для путешественников. Оценивали по девяти критериям, таким как туристическая уникальность (достопримечательности и памятники культуры), популярность у россиян и иностранцев, а также экология, криминогенная ситуация, развитие социальной и транспортной инфраструктуры. 

В первой группе оказались регионы, которые давно у всех на слуху и, в общем-то, уже состоялись как туристические маршруты – Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Алтайский край, Крым, Татарстан, Ставрополье. 

Мы – во второй группе, где-то между Костромской и Вологодской областями, а также рядом с «холодными» территориями – Магаданской, Омской областями и Красноярским краем. В этой группе вместе с Ростовской областью (33-е место из 86) еще 48 других регионов, у которых вроде бы есть что показать, но нужно поработать над целым рядом критериев. 

Например, прибайкальские регионы – Иркутскую область и Бурятию – с их неповторимой природой пока «подводят» высокие цены на билеты, непростая криминогенная обстановка и недостаточная инфраструктура. 

Рязанская область – родина Есенина – тоже притягивает путешественников и старается даже развивать новые направления туризма, такие как стоматологическое, что-то вроде отдыха, совмещенного с приведением зубов в порядок. Но – есть проблемы, не позволившие войти в первую группу. 

За узнаваемость нашего региона, конечно, в первую очередь спасибо традиционным визитным карточкам – Дону-батюшке, чеховским и шолоховским местам, но в этом списке при желании может запросто оказаться и множество других интересных мест – таких как зона отдыха «Эльдорадо» и парк «Лога» в Каменском районе, ботанический парк ландшафтного типа в Новочеркасске. Вот бы их еще завернуть в красивую рекламную обертку!.. 

Что касается инфраструктуры, в том числе и транспортной, то это пока наше слабое звено. Многие помнят «Ракеты», которые сновали по Дону от одного населенного пункта до другого. Были в этом и практичность, и местный колорит. Но в 90-е годы речной транспорт развалился будто безвозвратно. 

Другой интересный вид транспорта – ростовский трамвай – хоть и сохранился, но находится в непонятном состоянии. Из-за сильной вибрации, которой при движении он сотрясает собор, старый жилой фонд и «подземку», его хотели вообще убрать из исторической части города, а потом оставили. 

Но вместо того чтобы наконец обратить внимание на состояние полотна с выбоинами и рельсов, которые в некоторых местах покосились и страшно износились, на участке от переулка Островского до Братского просто повесили знак, разрешающий трамваю двигаться со скоростью более 5 км/ч. 

Страна у нас действительно огромная и есть что показать в смысле природных и исторических мест, только нужно вокруг этого еще навести порядок и вспоминать о внутреннем туризме не только «по большим поводам» типа Олимпиады и чемпионата Европы и не когда «петух клюнет». 

И, конечно, больная для всех регионов тема – уровень сервиса, начиная от официанта в кафе, которого нужно ждать как минимум десять минут, а потом еще несколько минут наблюдать его кислый, недовольный вид, до чистоты и тишины в гостинице.

Еще одно пожелание от потенциального российского внутреннего туриста – не повышать цены, пользуясь «закрытыми» Турцией и Египтом, а также тем, что Крым теперь московский (свежий пример – нынешнее лето в Алуште и Коктебеле: цены взлетели).

До начала летнего отпускного сезона осталось ведь немного. А до зимнего – вообще ничего! 

Регионы-аутсайдеры, то есть попавшие в последнюю, третью группу – Тыва, Адыгея, Дагестан – за этот короткий период вряд ли успеют заметно что-то исправить в плане ориентации на туристов и налаживания инфраструктуры. Но стремиться есть к чему. Тем более там тоже есть свои туристические изюминки.