
Новость из Ростовской области о том, как сотрудник агентства по взысканию задолженностей угрожал взорвать детский сад за долги одной из сотрудниц, облетела всю страну. Изумила, возмутила. А еще – встревожила, поскольку методы работы коллекторов в России становятся все более вызывающими.
Безусловно, долги надо отдавать. Но многие заемщики, увы, забывают об этом, когда берут кредиты. «Жизнь взаймы» становится все более популярной у россиян. Не будем говорить об ипотеке – банки дают деньги для покупки жилья не просто под процент, но и под залог приобретаемой квартиры, там не забалуешь. Но кредиты берутся и на покупку дорогостоящих вещей, которые приобретаются не каждый день, и на различные гаджеты, стоящие порой дороже холодильника. Похоже, что сама легкость получения кредита и радость от покупки как-то оглупляют людей. Многие даже не задумываются, что возвращать деньги все же придется.
Не знаем, о чем думала должница – сотрудница детского сада, но ее коллегам и воспитанникам – числом почти 200 человек – пришлось несладко, когда их всех пришлось срочно эвакуировать из якобы заминированного здания. Ведь коллектор, горящий рвением выбить долг, сообщил по телефону заведующей детского сада, что взорвет здание вместе с детьми, если не получит от должницы деньги...
Поневоле возникает вопрос: по какому принципу подбирают кадры в агентства по взысканию задолженностей с населения? Проходят ли будущие коллекторы собеседование на юридическую грамотность, психическую вменяемость? Гражданскую зрелость, наконец?
Известны истории, когда в попытках выбить долги коллекторы использовали, прямо скажем, неджентльменские способы. Например, пугающие звонки на домашний телефон среди ночи. Или – звонки по месту работы должника, когда звонят не ему самому, а его начальству и коллегам и сообщают порочащую (часто выдуманную) информацию о сотруднике. Тот же прием используется в письменном виде: соседям должника рассылают письма с нелицеприятными сведениями о нем, а ему грозят: не заплатишь – еще не то напишем... Одной из должниц коллекторы расписали похабными словами весь подъезд. Кому– то из тех, кто легкомысленно взял кредит и не смог вовремя расплатиться, повезло еще меньше: коллекторы угрожали и им, и членам их семей физической расправой…
Но, конечно, дальше всех пошел «взрывник». Тут уж речь не просто о том, что кого-то без всяких к тому оснований обидно обозвали, мягко говоря, гулящей, а об общественной безопасности. Тем более что речь шла о детях. Понимает ли сам зарвавшийся коллектор, как говорят, достаточно молодой человек, что решил использовать в своей работе методы, присущие террористам?
Ему предъявлено обвинение в вымогательстве. Но если рассматривать тот общественный вред, который он нанес одним своим звонком, то речь идет уже об ущербе иного рода, и его проступок больше смахивает на моральный терроризм. Пусть такого понятия в Уголовном кодексе нет, опасной сути произошедшего это никак не меняет.

