
Обломался даже «терминатор»
В конце января на заседании у премьер-министра России Дмитрия Медведева прозвучали призывы ликвидировать оба «прорывных высокотехнологичных проекта» – ОАО «Роснано» и «наукограда» «Сколково» – из-за их бессмысленности и разворовывания госсредств. «Останутся ли живы эти институты, еще предстоит решить», – заявил вице-премьер Дворкович. Все прояснится к середине февраля.
Че-то не пошло дело. Хотя только из бюджета «Сколково» до 2020 года должно было получить 125,5 млрд. рублей. А в 2016-м любимому детищу нынешнего премьера предрекают кердык... Это как понимать?
Да так и понимать. Российские ученые с первых шагов забили тревогу: штаты раздуты, руководство некомпетентно, схемы коррупционны. Эксперт РАН Владимир Иванов едко замечал: советские ученые всего за 7 лет смогли собрать с нуля атомную бомбу. А нынешние только пожирают финансы.
Чубайс возглавил корпорацию «Роснано» в сентябре 2008 года, и она сразу получила 130 млрд. рублей от государства. В феврале 2010-го последовала проверка со стороны правительственной комиссии. Выяснилось: из 130 освоено всего 10 млрд. рублей. Остальные положены в банки под проценты. Впрочем, Анатолий Борисович не смутился. Напротив, вытребовал у комиссии гарантии еще на 120 млрд. рублей – и получил их.
В 2013-м следует проверка, организованная Счетной палатой. Выводы – еще более ужасающие. За 2007-2012 годы в «Роснано» «вкачали» 259 млрд. рублей. Результат – убыток в 39,9 млрд. Вскрылась масса любопытных вещей. Например, перевод денег от «Роснано» на счета компаний, которые использовали эти средства на погашение своих более ранних задолженностей, чтобы избежать банкротства, а то и на подкуп компаний.
Или проект «Усолье Сибирский Силикон» анонсировали как «нанопрорыв», хотя его производственная база действовала еще в «советские» 60-е годы. Почти 14 млрд. рублей, направленных в «Усолье», были истрачены на отмывание средств, получение необоснованной налоговой выгоды, занижение налогоооблагаемого дохода и прочий «букет» деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Основная часть инвестиций пошла на погашение долгов убыточной группы компаний ООО «Группа Нитол», владельцами которой являлись непонятные оффшорные компании.
И что бы вы думали? Через два года Чубайс снова обращается в правительство и получает госгарантий на 70 млрд. рублей!
Сплошная Чунга-Чанга
Впрочем, чудеса начались раньше, чем в кресло главы сел сам Анатолий Борисович. Его предшественник, Леонид Меламед (гендиректор госкорпорации «Российская корпорация нанотехнологий» с 2007-го по 2008-й) в июле 2015 года был задержан по уголовному делу о присвоении и растрате около 300 млн. рублей. До этого Меламед был доверенным лицом Чубайса и отвечал за финансы компании РАО ЕЭС. Сотрудничество продолжалось и после того, как Меламед уступил место главы «Роснано» бывшему начальнику. Так, на счетах банка компании «Алемар» (которую возглавлял Леонид Борисович) лежало 9 млрд. рублей и 4 млрд. евро, принадлежавших «Роснано». Деньги эти инвестировались компанией «Алемар» в фирмы-однодневки, которые быстро «лопались». Сейчас Меламеду предъявлено обвинение в мошенничестве на сумму свыше 220 млн. рублей.
Не, а что такого? Это такой особый уклад российской экономики. Организован замкнутый чудо-мирок, островок Чунга-Чанга, где счастье аборигенов постоянно благодаря госбюджету.
К примеру, гендиректор упомянутого «нанопроекта» «Усолье» за один 2012 год получил официальную зарплату 33 млн. рублей (на тот момент – больше миллиона долларов). Сама «Роснано» – компания со штатом в 300 сотрудников и ежемесячной зарплатой под 400 тысяч рублей, выплаты членам правления «Роснано» за год – по 15 млн. в среднем. За пять лет на содержание ушло (с административными и прочими расходами) более 60 млрд. рублей государственных средств!
В Сколково не лучше. Вот рассказ аспирантки факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Анастасии Приходько: «Там полный бардак: ничего не построено! Мой однокурсник официально учится в магистратуре Сколково, но работать ему негде, потому что нет лаборатории. Да что лаборатории – здания нет. Они ходят на какие-то странные лекции, потому что им нечем себя занять, и разрабатывают практикумы для школ. Полный бред. Зато стипендия приличная – 50 тысяч в месяц».
Вот уж впрямь – «ешь кокосы, жуй бананы»...
Но разве мало у нас таких госкомпаний и проектов? Почему же именно чубайсовское детище «попало под пилораму»?
За базар надо отвечать!
Думаю, Анатолий Борисович просто потерял чувство естественной осторожности. Как в свое время – Михаил Ходорковский. Может, уверен, что на это есть основания? Но его предшественник считал так же…
Многие убеждены, что некое подобие «черной метки» последовало после того, как Чубайс выпендрился на предновогоднем нано-корпоративчике. Имеется в виду речь главы «Роснано», которую он 21 декабря произнес в столичном клубе Duran Bar: «...У нас очень много денег! Их просто вот совсем много». Далее глава «Роснано» доложил, что в «Роснано» все тип-топ, «работа адова будет сделана и делается уже». Завершил свой спич Борисыч обещанием: все сотрудники «Роснано» получат двойную премию! Другими словами, чихать на все, будем петь и веселиться!
Подобный «фортель» вызвал волну возмущения. «Если у вас много денег, пожертвуйте их тому, кто в них нуждается, – заявила вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. – У нас очень много людей, которые живут за чертой бедности». Депутат Госдумы Александр Старовойтов: «Заявление Чубайса воспринимаю как плевок в общество. Мы неоднократно поднимали этот вопрос: почему денег в бюджете не хватает, а в госкорпорациях, которые все менее доходны, мы не замечаем снижения зарплат и бонусов... Из чего складываются доходы топ-менеджеров этих компаний?» Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский: «В госкорпорации типа «Роснано» закачано огромное количество бюджетных средств. Они расходуются практически бесконтрольно. Подобного рода госкормушки нужно ликвидировать».
Неужто прислушались к «гласу народа»?
Либералов – под зад!
Но, по-моему, предновогодний демарш – скорее, не победный клич, а истерический срыв. Достаточно связать «праздничную речь» Чубайса с куда более важным событием. В апреле 2015-го правительство РФ исключило «Роснано» из плана приватизации на 2014-2016 годы. А ведь программа приватизации предполагала продажу 100 процентов «Роснано». Какие же грандиозные планы Чубайса «обломались»! Ведь Анатолий Борисович обещал подельникам, что к Новому году у топ-менеджеров «Роснано» будет возможность скупить до 49 % ее акций, в 2016-м – до 75 процентов.
Традиционная процедура потрошителей. Ее изложил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:
«Госкомпании практически бесконтрольны. Они отчитываются раз в год. И они сами себе ставят задачи, под которые выделяется финансирование.
Те господа, которые пришли в эти компании, с помощью либералов из правительства создали для себя шикарные условия, шикарный «рынок», на котором у них нет конкурентов... Чубайс, на мой взгляд, довел до ручки российскую энергетику... Она сейчас превратилась в тормоз экономики. То же он теперь делает с российской наукой. Фактически это своего рода форма «бесплатной приватизации».
Но – «не срослось»... Первый припадок случился у главы «Роснано» уже в мае. Анатолий Борисович... уволил 60 % топ-менеджеров за «неэффективную работу». Запоздалые покаяния лились из Чубайса как из рога изобилия: «По всем направлениям были явные наши просчеты, на которые справедливо нам указала Счетная палата», «Сплошь и рядом такие кривые роста, немыслимые, которые почти никогда не подтверждаются. Исходя из этого осуществлялись инвестиции». Оказалось, в «Роснано» отсутствовала система внутреннего контроля. Але, гараж! Че ж ты через два года опомнился?! А для того, чтобы обозначить: мол, вокруг меня были одни недоноски, но я их разогнал, и теперь заработаем – мама не горюй! Только дайте приватизироваться…
Не прокатило... Пришлось устроить новогоднее представление, объявив, что «Роснано» накопил страшно сказать скока бабла: можно застроить всю Расею золотыми палатами по нанотехнологиям. Выходит, за полгода, набрав две трети новых «гениев», Чубайс создал чудо научной мысли! Теперь-то можно начать «дербанку»? Но вместо можно «нанушный» идеолог получил крепкую виртуальную затрещину. Возвращаемся к вопросу: за что?!
Есть за что. Как говорится в интеллигентных кругах, желательно «следить за метлой». Не болтать чего попало. Я не о признаниях насчет «совсем много денег». Есть вещи куда более серьезные.
Мой знакомый израильский документалист Александр Гентелев выставил недавно в Сети отрывок из интервью с Чубайсом в 2001 году. Слабонервных прошу не читать. Дядя Толя раздухарился и выложил такую правду, от которой волосы дыбом встают. Оказывается, никакой «честной приватизацией» Чубайс со товарищи и не собирался заниматься:
«Что такое приватизация для нормального западного профессора?.. В максимальной степени эффективно разместить активы, переданные государством, в частные руки. А мы знали, что каждый проданный завод – это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дешево, бесплатно, с приплатой – двадцатый вопрос, двадцатый. А первый вопрос один: каждый появившийся в России частный собственник – это необратимость... Приватизация в России до 97-го года вообще не была экономическим процессом.... Она решала главную задачу – остановить коммунизм».
Проще говоря, ни ваучеры, ни приватизация не должны были укреплять и развивать страну. Вообще неважно, кому передавали государственную, ОБЩЕНАРОДНУЮ собственность – негодяям, бандитам, мошенникам. Кстати, коммунизм здесь для красоты слога – не боролся Чубайс с реальным коммунизмом! Ведь именно бывшие члены КПСС стали «новыми капиталистами» (в том числе коммунист Чубайс)! Вместе с прощелыгами и уголовниками. Это понял даже Джеффри Сакс – американский экономист, разработавший политику «шоковой терапии», с 1991 по 1994 годы возглавлявший группу экономических советников Бориса Ельцина. Чубайс в своем интервью несколько раз с ненавистью упоминает это имя. И есть почему. Вот оценка Саксом политики российских «реформаторов»:
«Главное... это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... Они сочли, что дело государства – служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».
Ни Маркс, ни Ленин, ни Сталин не выразили бы суть «перестройки» более точно и убийственно.
Увы, Анатолий Борисович допустил серьезнейшую ошибку. Свой «реформаторский» бандитизм он проводил под знаменем антикоммунизма. Нет, в «лихие 90-е» это не представляло ни малейшей угрозы, это активно приветствовалось. Однако подобная схема требовала привлечения на свою сторону разного рода «диссидентов», «правозащитников», псевдолибералов. Подобная кодла, как правило, состоит процентов на 80 из людей, яростно или с тихой злобой ненавидящих Россию и все русское, которое они ассоциируют с советским.
Так и вышло, что Чубайс стал (где-то, может, и не по своей воле) знаменем антироссийской сволочи всех масштабов. Таких ребят он набирал под свое крыло и в «Роснано», как это ни удивительно. Например, проворовавшегося Илью Пономарева, о котором даже Алексей Навальный с брезгливостью высказался: «Илью Пономарева я никогда не считал своим политическим союзником. Он какой-то странный жуликоватый парень». Пять лет должность директора по гуманитарным проектам «Роснано» занимал Леонид Гозман, на котором вообще клейма ставить негде. Тот самый, который поставил советских военных разведчиков в один ряд с эсэсовцами. Да и братишка главы «Роснано», опять же бывший коммунист Игорь Чубайс, тоже нынче проповедует яростно антироссийские взгляды под видом антисоветизма.
Именно эти ребята и подвели Анатолия Борисовича под монастырь. Вертел бы себе деньжатами в «Роснано», продавал «лапшу» за рубли и валюту... Но в нынешней обстановке с «иностранными агентами» и «пятой колонной» это очень проблематично. На что ему и намекнули.
Ну, он лис прожженный, авось да вывернется.

