
По центральной аллее Ростовского зоопарка идет мальчик лет десяти с родителями и рыдает так, что на него обращают внимание все. Сразу приходит на ум: мальчику очень понравилось наблюдать за животными, и он не хочет уходить домой. Или наоборот – ему стало жалко представителей фауны в неволе.
Как выяснилось, ни то ни другое. Мальчик на животных даже не взглянул и все время требовал у родителей вернуть ему планшет.
30–40-летние свидетели этой детской истерии признались, что в шоке: «Нам, уже немало повидавшим в жизни, да и в зоопарке бывавшим не раз, и то по-прежнему интересно. Останавливаемся возле каждой клетки и вольера, рассматриваем братьев меньших, а у этого маленького мальчика мир замкнулся на планшете. Печально!»
Лет восемь назад мне в руки попал отчет какого-то органа образования о результатах работы за год. Большое место в нем было отведено теме компьютеризации школ и появлению в них соответствующих классов.
К моему удивлению, отдельный раздел был посвящен тому, сколько процентов школьников уже имеют компьютеры дома. Перед педагогами ставилась задача: методом разъяснительной работы среди родителей довести эту цифру до 100 %.
Довели! И даже перевыполнили план – теперь компьютер, планшет, смартфон есть не только у каждого школьника, но даже у некоторых детсадовцев.
– Сыну шесть лет исполняется, игрушки уже не нужны. На день рождения купим ему планшет! – с гордостью сообщает молодая женщина.
– Зачем ему сейчас планшет? Пусть лего-конструкторы собирает, к книжкам приучается! – не могу согласиться и промолчать.
– Ну как же! У детей всех наших знакомых уже есть планшеты! – сопротивляется она.
Как оказалось, обучить современных детей компьютерной грамоте проще простого. Они зачастую понимают в ней больше, чем их педагоги.
– Я своей учительнице по информатике компьютер настраиваю! – рассказывает 14-летний подросток.
Но в этой безумной погоне за всеобщей компьютеризацией мы не задумались о главном: что взрослые люди и несформировавшиеся дети – не одно и то же.
Вручив им планшеты и смартфоны раньше, чем объяснили и показали, что и в реальном мире так много интересного, мы оказались в «точке невозврата». Коварство современной компьютерной техники таково, что она быстро создает зависимость, и обратно вернуться уже сложно. К тому же, как отмечают представители обществ слепых , за последние несколько лет наблюдается резкое ухудшение зрения у детей. В специальных школах заняты все места.
Недавно зашла в кафе и обратила внимание на то, что молодые парочки сидят, уткнувшись в гаджеты и вообще не общаясь друг с другом. Не исключено, что и своим детям они преподнесут планшет как самое интересное в жизни.
Пока ситуацию «вытягивают» современные бабушки и дедушки, принадлежащие к поколению с незамутненным сознанием. Именно от них, а не от молодых родителей, чаще всего и слышу: «Вчера водили внука на каток, в прошлое воскресенье – в музыкальный театр. Купили билеты в кино! Записали внучку в бассейн!»
Но, к сожалению, противостоять невероятно ранней, неконтролируемой компьютеризации детей и воспитать всесторонне развитых, здоровых граждан страны в одиночку, без понимания проблемы со стороны молодого поколения родителей и четко сформированной на этот счет точки зрения государства, они не смогут...

