В июне исполнится пять лет трагедии, надолго всколыхнувшей Ростов: пьяный водитель на центральной улице города протаранил четыре автомобиля, погиб 23-летний студент РГУПС Игорь Вербенко, возвращавшийся с работы из железнодорожного депо Батайска.
Тогда обстановка вокруг этого происшествия была накалена еще из-за того, что пьяный водитель был депутатом городской думы, и все были уверены, что он легко отделается. Всколыхнувшаяся общественность негодовала, шел сбор подписей за то, чтобы на месте трагедии – на остановке у Музыкального театра поставить памятник жертвам ДТП, но потом все заглохло. Депутата, правда, лишили статуса и осудили. Но разрушена жизнь и семьи погибшего, и сам виновник трагедии вряд ли сможет спокойно жить с таким грузом негатива: одно упоминание его имени сразу связывают с гибелью парня.
Но по прошествии времени ничего в ситуации ни на дорогах Ростова, ни на федеральных трассах не изменилось, люди гибнут, как на войне.
Президент Владимир Путин на недавнем заседании президиума Государственного совета по безопасности дорожного движения назвал недопустимой статистику смертности на российских дорогах и заявил о необходимости общими усилиями добиваться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП, призвал ужесточить наказание за нарушения правил дорожного движения.
Главный вопрос: как это делать? На Госсовете прозвучало, что в Государственную думу должны быть внесены соответствующие законопроекты: чтобы людей от гибели обезопасить, штрафы за нарушения надо ужесточить. А полученные деньги заместитель главы МВД России Дмитрий Миронов предложил направлять непосредственно в дорожные фонды для ликвидации очагов аварийности. Но это предложение весьма спорное: «очаги аварийности», по большому счету, у нас в голове.
А с каких «очагов» начать, даже затрудняюсь выбрать: с тех ли, что тлеют в головах пешеходов, или с тех, что пылают у лихих хозяев авто – от крутых внедорожников до «утильсырья», или у тех, кто должен применять меры и к тем, и к другим. Даже если не брать вопиющие случаи, когда виновниками ДТП становились работники правоохранительных органов, находящиеся в нетрезвом состоянии, всех остальных хватит, чтобы устроить на дорогах настоящую локальную войну.
К примеру, в центре города Ростова-на-Дону на улице Садовой аварии происходят с регулярностью запрограммированных действий. Скажете, дорога виновата? Но если по ней нестись со скоростью больше ста километров в час, то и все ограждения снести можно, и на тротуар вылететь: держитесь, пешеходы у ЦУМа, у гостиницы «Дон Плаза»!
Закрыли пешеходный переход на Садовой в створе переулка Журавлева, а бабульки с внуками так и шныряют там, невзирая на поток автомобилей – в школу спешат! Вот на днях снова на дереве букетик с траурной ленточкой появился. А если по Журавлева спуститься чуть ниже улицы Социалистической, то вообще интересные картинки можно наблюдать: паркуется на тротуаре – там, где в школу детки спешат, – солидный автомобиль, из него выходит весьма представительный мужчина, в руках плечики, на которых важно висит... синяя прокурорская форма. Сразу видно, человек по делу в областной суд приехал. И кто с ним будет воспитательную работу проводить? Разве что сотрудник ГИБДД, который с завтрашнего дня на пенсию выходит.
Нам все время говорят, что необходимо « ...продолжить программу по формированию законопослушного поведения водителей и пешеходов. Модель поведения на дороге должна закладываться в детстве, развиваться и совершенствоваться в школах и дошкольных образовательных организациях, а затем и в автошколах». Согласны. Только у детей и внуков солидного дяди «формирование законопослушного поведения» закладывается не в школе, а в семье. Они на папу смотрят.
И если говорить о том, чтобы сделать движение на дорогах безопасным, надо просто исключить из него то поколение водителей, ту их часть, которая сделала его опасным. Воспитывать новое поколение автолюбителей методом исключения: совершил ДТП со смертельным исходом – лишаешься прав на всю оставшуюся жизнь. Нарушил правила ДТП, повлекшие за собой материальный ущерб, угрозу жизни участникам движения, – то же самое. По словам главы государства, выезд на встречную полосу остается самым распространенным происшествием с тяжелыми последствиями. Так и этих лишать прав пожизненно. Если есть в аварии еще и дорожная составляющая, лишить лицензии того, кто дорогу строил, или кто ее ремонтировал. Президент подчеркнул, что решение очевидного вопроса (качества дорожного полотна) не продвигается в связи с тем, что «...местные власти кивают на дорожные службы, ремонтники – на инспекции по безопасности движения». А народ при этом гибнет и гибнет.
А чтобы этот процесс остановить, последствия ДТП должны быть тяжелыми не только для их жертв, но и для их виновников. Без этого ужесточение штрафов вряд ли поможет. Одни их никогда и не платили, решая вопросы в соответствии со своим статусом, другие легко платят в соответствии со статусом своего кошелька. Кстати, мы таким образом не только от поколения нарушителей ПДД избавимся, но заодно и на дорогах свободнее станет, и дышать будет легче.