
В России за чертой бедности живут около 20 миллионов человек
Нищета – вот порок-с
По данным Росстата, в 2015-м году число бедных в России выросло на 3,1 млн. человек – до 19,2 млн. Уровень бедности составляет 13,4%.
В докладе президенту бывшая уполномоченная по правам человека Элла Памфилова заявила: «У нас уровень бедности впервые такой!». Тут она погорячилась. В 2004 году граждан с доходом ниже прожиточного минимума было свыше 25 млн. – почти 18% населения. Тогда и началась последовательная борьба с бедностью. Но факт, что с момента прихода Путина к власти (2000 год) благосостояние россиян неуклонно росло. Вплоть до кризиса.
Памфилова также подчеркнула «запредельный разрыв в доходах» между самыми богатыми и самыми бедными: «Если, скажем, в последние годы существования Советского Союза, в 1990 году, разрыв был в 4,5 раза, то сейчас – где-то в 16,5 раза... Если тенденцию не переломить, разница может достигнуть по итогам 2017 года показателя в 20 раз». Это просто нетерпимо.
Страшен не разрыв сам по себе. Пусть хоть в 200 раз больше получает человек, ежели талантлив, творчески активен, вносит значительный вклад в развитие общества. Однако любой российский гражданин даже со скромными способностями должен получать пусть невеликую, но достойную зарплату (пенсию, пособие и проч.). Как говорил Мармеладов в «Преступлении и наказании»: «Бедность не порок... Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто».
Нищета корёжит характер человека, повышает в обществе нетерпимость к «богатым» (в том числе к среднему и «полусреднему» классу), к мигрантам, которые «отбирают» у россиян рабочие места и снижают уровень зарплаты. Среди неимущих растут депрессия, самоубийства, психические заболевания. Общество захлёстывает агрессия: около половины преступлений за прошлый год совершены по материальным мотивам, а среди виновных 66% не имели постоянного дохода.
Пропасть между бедными и богатыми приводит и к другим перекосам. Люди с тугими кошельками избегают уголовной ответственности даже за тяжкие преступления, банально «откупаясь». Кризис увеличивает разрыв между городом и селом, ведёт к неравномерному распределению доходов по регионам.
Растущая разница в доходах богатых и бедных угрожает национальной безопасности России.
«Умри ты сегодня, а я – завтра»
Речь идёт именно о нищете. Почти 20 млн. россиян, упомянутых Памфиловой, – люди, живущие за чертой бедности. Как говорится, «ниже нижнего». Для справки: у нас в стране минимальный размер оплаты труда (самая низкая зарплата) тоже ниже прожиточного минимума! Добросовестно работая, многие люди получают зарплату, на которую заведомо невозможно прожить! Хотя в статье 133 Трудового кодекса РФ чётко определено: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже величины прожиточного минимума. Однако федеральный закон, устанавливающий порядок и сроки повышения МРОТ, до сих пор не принят.
Правительство России решило последовать другим путём: не повышать минимальную зарплату, а... сокращать потребности граждан! Несмотря на кризис и инфляцию, уже дважды чиновники снижали «черту бедности». Самый свежий пример – постановление от 10 марта сего года. В среднем на душу населения «порог нищеты» теперь составляет 9452 рубля (до этого – 9673 рубля), то есть упал на 2,3%. Для трудоспособного населения – 10187 рублей против прежних 10436 рублей, для пенсионеров – 7781 рубль вместо 7951.
При определении минимальной суммы, на которую можно выжить в течение месяца, учитываются цены на продукты питания, промтовары, лекарства и важные для жизни услуги. Видимо, в том блистательном мире, где живут федеральные чиновники, цены на всё это неуклонно снижаются…
Между тем от величины «суммы выживания» зависит обеспечение социальных программ, размер стипендий, пособий и других выплат, формирование федерального бюджета.
Стоит ли удивляться, что скорость обнищания россиян, по признанию вице-премьера Ольги Голодец, в прошлом году побила 16-летний рекорд? Падение реальных зарплат россиян в 2015 году составило 9,5%. Реальная зарплата отличается от номинальной тем, что она исчисляется не суммой полученных денег, а их покупательной способностью. Скажем, вы получаете те же 20 тысяч рублей, что и прежде, но за это время повысились цены. Выходит, и реальная зарплата у вас сократилась.
Но работодатели закрывают глаза на эту арифметику. По данным Института экономической политики имени Гайдара, 72% руководителей промпредприятий полагают, что платят сотрудникам «нормальные зарплаты». А вот в кризис 2009-го 59% работодателей признавали, что платят недостаточно. Яркая иллюстрация потери совести у российских предпринимателей. Или, если мягче: у бизнеса – явный дефицит социальной ответственности.
С октября 2014-го по октябрь 2015 года задолженность по зарплате в России увеличилась на 36,9% (почти на 1 млрд. руб.). Согласно статистике, сейчас работодатели должны своим сотрудникам 3,33 млрд. рублей. У Генпрокуратуры РФ данные ещё мрачнее: в масштабах страны на начало февраля задолженность достигла 4,3 млрд. рублей. И это при том, что в прошлом году Генпрокуратура вернула 25 миллиардов рублей незаконно задержанной зарплаты, было возбуждено более 500 уголовных дел.
Если это – дно, то кто стучится снизу?
По опросу ВЦИОМ, число россиян, которым не хватает денег на продукты питания и одежду, выросло за прошлый год с 25 % до 41 %. Резкое падение доходов приводит к столь же резкому сокращению покупательского спроса и розничной торговли, что означает удар по экономике России. Основные расходы граждан идут преимущественно на еду – 80 % и коммунальные выплаты – 43 %. Даже в благополучной Москве свыше 70 % жителей стали экономить на продуктах. Ведь даже в сравнении с жуткой инфляцией прошлого года (12,9 %) 290 товаров и услуг из 510, отслеживаемых Росстатом, подорожали еще больше: от 46 % (мороженые овощи) до 75 % (чеснок). Зато подешевела мобильная связь. Можно долго плакаться друг другу в жилетки по телефону.
23 марта Госдума приняла законопроект правительства об увеличении штрафов за задержку зарплат. Теперь виновные будут караться штрафом до 20 тысяч рублей (вместо прежних 5 тысяч). Максимальный размер штрафа для юридических лиц увеличен до 70 тысяч рублей.
Но самая позорная проблема так и не решена: минимальная зарплата даже после существенного повышения (на 21 %) останется ниже «черты выживания». И, как заявил глава Минтруда Максим Топилин, довести размер МРОТ до прожиточного минимума планируется в лучшем случае к 2020 году. Пока солнце взойдёт, роса очи выест…
То же и с индексацией пенсий в полном объёме с 2017 года. Ведь глава правительства лишь предложил соратникам-единороссам «вместе поработать» над этим. Пока же прошедшая в начале года «индексация» пенсий на 4 % оптимизма не внушает.
Но всё это – общая температура по больнице. Давайте ближе к нашему донскому телу. Лучше всего соотношение доходов и расходов граждан – в Московской области и Санкт-Петербурге. А самая сложная ситуация – в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Что касается качества жизни в Ростовской области, некоторое представление о нём даёт рейтинг регионов РФ по качеству жизни за 2015 год. Опубликован он на сайте агентства «РИА Рейтинг» .
В таблице регионов область оказалась на 18-й позиции, что не так плохо среди 85 субъектов Российской Федерации. Правда, в сравнении с предыдущим рейтингом мы уступили две позиции. К тому же вечный соперник Ростова – Краснодар оказался в первой пятёрке. Поздравим соседей – но осадочек всё же остаётся…
Кроме того, рейтинг складывается из целого ряда позиций, некоторые из них достаточно тревожны. Например, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума регион расположился на 47-м месте, по естественному приросту населения – на 55-м месте, по численности врачей на 100 тысяч населения – на 71-м месте.
Слава богу, не всё так сумрачно вблизи. По смертности населения в трудоспособном возрасте Ростовская область занимает 18-е место, по доле прибыльных предприятий – 11-е место, по суммарному обороту малых и микропредприятий и ИП и вовсе вырвалась в число лидеров – 6-е место.
Так что до дна нам далеко. И всё же многое зависит от общего положения дел в стране. А здесь поводов для оптимизма не слишком много.
К сожалению, в верхах действует мощное лобби толстосумов. Поэтому резкой критике подвергается идея Ольги Голодец ограничить зарплаты в финансовом секторе или подрезать жалование глав и топ-менеджмента госкомпаний. Нападки вызывает идея ввести систему прогрессивного налогообложения – неважно, с какой суммы дохода и в каком размере. Сразу раздаются голоса: да никто платить не будет, все снова уйдут в тень! Однако это – подмена понятий. Необходимость жёсткого контроля не отменяет упразднения позорной «плоской» шкалы, когда и нищий, и миллиардер платят те же самые 13 % налога.
В общем, всегда хочется видеть свет в конце тоннеля. Но сегодня для этого нужна мощная подзорная труба.

