Сериал «Кухня» веселит телезрителей вот уже несколько лет. Драматические и комические эпизоды происходят внутри коллектива элитного ресторана «Claude Monet». Многие мои знакомые с восторгом отзываются о  сериале.  

А мне все никак не удавалось  приобщиться к  удовольствию – спокойно усесться перед телевизором и насладиться перипетиями сюжета, полюбить героев, следить за тем, как изменяются обстоятельства их жизни. И вот недавно мне все же удалось посмотреть несколько серий, да и то вразброс. Честно говоря,  пришла в большое недоумение…

Нет,  сама идея фильма – просто подарок для зрителей. Никаких тебе стрелялок, жестоких мордобоев, моря крови, чем сегодня переполнен наш российский телеэкран. Согласитесь, фильмов про нормальную жизнь  у нас очень мало.  А тут  такой вкусный – и в прямом, и в переносном смысле –  сюжет, красивые сочные «картинки», симпатичные герои.

И все бы хорошо. Но есть моменты, которые откровенно настораживают. Конечно, шеф-повар  элитного ресторана Виктор Баринов хоть и кулинар от бога, но человек непростой, имеющий свои слабости, которые создатели фильма и не скрывают. В целом же он воспринимается как тот, кто болеет за дело всей душой. А значит, герой  он скорее положительный, которому хочется верить, прощая  ему  обычные человеческие слабости. Но обратите внимание,  как он общается с подчиненными. Помещики-самодуры и  забитые  крепостные просто отдыхают.

Кличка «огузок», которой он награждает другого героя фильма, повара Максима Лаврова, по меньшей мере унизительна. Открываем словарь: огузок – это то, что у верхней части бедра говяжьей туши, жесткое мясо второго сорта. Не мог высокий профессионал Баринов найти для подчиненного, повара по призванию Лаврова, другого более оскорбительного прозвища. Однако  и коллектив,  и сам Лавров, похоже, воспринимают это как норму…

Другой эпизод. «Посвящение» того же Лаврова в  повара выглядит не менее унизительно. Шеф-повар торжественно разбивает об его голову сырое яйцо – коллектив аплодирует. А вот  шеф-повар выливает на голову того же Лаврова тарелку супа. Зрителям положено смеяться? А не смешно. Стыдно. Стыдно за шеф-повара, получающего явное удовольствие от унижения подчиненного. Стыдно за героя, по лицу которого стекают потеки яичного желтка, с волос свисает капуста из супа.  А что герой? Он молча сносит оскорбление... 

Эта его рабская покорность, честно говоря, поражает. Ведь параллельно развивается роман начинающего повара и арт-директора заведения Виктории, женщиной яркой и самобытной.  Любой влюбленный хочет выглядеть в глазах любимой героем, а не жалким «огузком». Но что удивительно: покорность, с которой Лавров переносит унижения, не отпугивает влюбленную женщину.

Быть может, у нее с нравственными критериями тоже не все в порядке? Похоже на то.  Ведь поначалу она сама «подставляет» Лаврова – инсценирует кражу из бара дорогостоящей бутылки, а момент драки Лаврова с барменом записывает на камеру сотового с тем, чтобы продемонстрировать «компромат» начальству и уволить неугодного ей сотрудника. Ход, что и говорить,  подлый. Однако создатели фильма, видимо, считают иначе.

Когда-то давно Владимир Ленин сказал: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино», подразумевая, что для страны, большинство населения которой неграмотно, именно кино сможет воспитать людей – и идеологически, и культурно. Что в конечном счете и произошло. Особенно преуспели с идеологией. Выходит, метод эффективен!

Прошло едва ли не сто лет.  А кино люди по-прежнему смотрят охотнее, чем читают книги, хотя грамотность нынче поголовная.  Сериал «Кухня»   любим многими. Однако создатели его, похоже, напрочь забыли, что люди переносят в жизнь то, что видят на экране. А нам преподносят  унижения, оскорбления и подлость как  норму человеческих  взаимоотношений…

С человеком без чувства собственного достоинства справиться легко –  он всегда в проигрыше. Его поколотит жена, ему безнаказанно нахамит работодатель, обманет  управляющая компания.  Да мало ли… Над ним можно проводить любые эксперименты – он стерпит все с рабской покорностью и будет думать, что так и надо.