В начальных классах я некоторое время была узбечкой, а в четвертом-пятом – эстонкой. Подобные превращения происходили в нашей школе не только со мной. У нас ежегодно объявлялся конкурс-фестиваль культур всех союзных республик  тогдашнего Советского  государства (классы-победители участвовали уже в городском фестивале). Мы разучивали песни и танцы народов СССР, знакомились с их историей и литературой, наши мамы и бабушки  шили нам национальные костюмы.

Это было увлекательное путешествие в мир другой культуры.

Такие фестивали вспоминали между собой добрым словом многие взрослые, собравшиеся в ДГПБ на презентацию нового проекта   Общероссийского народного фронта «150 культур Дона», увидев в нем продолжение и развитие того хорошего, что было в  советском прошлом.

Про эту инициативу упомянули на Межрегиональном форуме  ОНФ, который проходил в Ставрополе в начале этого года с участием президента России. Путин мгновенно оценил ее потенциал и предложил «фронтовикам» распространить ее и в других регионах.

Главным инициатором и разработчиком проекта стала ростовская рабочая группа, возглавляемая Екатериной Беляк. Екатерина – мама четырех детей. Мысль о взаимоотношениях их сверстников разных национальностей  ныне  и особенно  в будущем была не последней при создании этого проекта.

– Я в детстве легко могла ответить на вопрос, сколько косичек у узбечки, что представляет собой венок украинки, а нынешние дети таких вещей не знают, – говорит она.

Как многодетной маме, понятно Екатерине и то, что у нынешних учеников туго со свободным временем. Поэтому погружение в мир национальных культур народов, представители которых живут в Ростовской области, должно, по ее замыслу, вписываться в уже существующие школьные форматы.

Подробнее о проекте «150 культур Дона» и его пошаговой реализации можно будет, начиная с конца мая, узнать, зайдя  на сайт ростовского интерактивного музея «Лабораториум». В общих чертах дело выглядит так. В какие из культур народов Дона будут погружаться ученики школ – участниц проекта, определяется по жребию. Само погружение – это знакомство на протяжении нескольких месяцев с национальными традициями, праздники народных игр и ряд художественных конкурсов. К примеру, конкурс сочинений «Новые сказки тихого Дона». Причем сказки –  по мотивам фольклора разных народов.

Стартует первый сезон этого проекта в сентябре, с началом школьного учебного года, а завершится весной фестивалем-конкурсом «150 культур Дона» уже областного масштаба.

Как показала та же советская практика, кардинальным образом решить проблемы межкультурного общения проекты такого рода  не могут. Бывают времена, когда  даже целые народы  перечеркивают старые дружбы, забывая общие радости и вообще все хорошее, что было между ними. Но такие проекты благотворно влияют на общую атмосферу в обществе. Они   способствуют   снижению межнациональных конфликтов на бытовой почве,   расширяют кругозор и, думается, надолго  оставляют в душе участников добрый след.

К тому же этот проект  полезен не только по части знакомства с культурой других народов, но и со своей собственной. Ведь и традиции собственного народа почитаются не во многих семьях. Особенно если это – семьи молодые.

Однажды одна актриса, жившая некоторое время в Вене, рассказывала мне, что больше всего  ее поразил тогда гардероб местных жителей.  Ведь, по ее утверждению, у каждого коренного венца, независимо от его доходов, в гардеробе присутствует костюм для посещения театра и национальный – для участия в фольклорных праздниках и парадах.

Подобные красивые культурные традиции есть и в других странах. А благодаря таким проектам, как «150 культур Дона», они могут развиться и укрепиться и на нашей земле.