
Акция «Бессмертный полк» впервые прошла в Томске 9 мая 2012 года. Название ее было придумано журналистами местной газеты. Приняли в ней участие все желающие – пришли на главную улицу города с разнокалиберными фотографиями своих отцов, дедов, прадедов – участников Великой Отечественной войны, многие из которых не дожили до светлой Победы. Уже по одному виду фотографий – увеличенных, переснятых со старых фронтовых фотокарточек с краями, объеденными временем, было ясно – акция народная, идущая из глубины общества. И то, что в ней принимали участие и старики, и дошкольники, придавало ей и душевность, и высокую духовность. Ведь если говорить о воспитании патриотизма, то нет ничего лучше для первоклассника, чем пройти в день Победы с портретом прадеда, которым можно гордиться. И чтобы родители шли рядом.
Томская инициатива была подхвачена другими городами страны. Ее поддержал и принял народ.
Однако в последние пару лет появились тревожные симптомы. Наша бюрократия принялась «организовывать» народную акцию. А уж они за это возьмутся – так доведут до абсурда!
Например, в нынешнем году многие учебные заведения страны получили «разнарядку» прислать для участия в шествии «Бессмертного полка» определенное количество учащихся. Очевидно, для создания массовости, как это делалось в СССР, где каждому учреждению – от школ до заводов и НИИ – ставился план: поставить такое-то количество участников для прохождения в праздничных демонстрациях на 7 ноября и 1 мая.
Кое-где в регионах власти определяли время и места сборов и формирования колонн, строго предупредив желающих, что в случае опоздания они не будут допущены к участию в акции. Чиновники даже составили инструкции, каковы должны быть размеры рамок для портретов и длина древка...
В интернете были размещены объявления для желающих подзаработать на съемках акции «Бессмертного полка»: в Москве за участие в акции обещали заплатить рядовым участникам по 800 рублей, людям с «красивыми одухотворенными лицами» (которые при съемках попадут в кадр крупным планом) – по 1000 рублей. Там же предупреждали: одежда не должна иметь мелкого рисунка, который плохо выглядит в толпе на видео. Все это похоже на правду: в столице после акции много ветеранских портретов было оставлено прямо на улице. Неужели людям раздавали фотографии чужих родственников, чтобы поразить кого-то масштабом акции?!
А разве не отдает фарсом акция, которая была организована в одной из исправительных колоний страны, где заключенные женщины прошли с портретами «родственников – участников войны»?..
Очень сильное раздражение вызвало у многих и то обстоятельство, что некоторые высокие чиновники приняли участие в акции «Бессмертный полк» наравне со всеми. Хотя это – странное возмущение: если дед или прадед были участниками войны, то внук, пусть и доросший до больших чинов, имеет полное право пройти в колонне вместе со всеми. Тем более что с высокими чиновниками такое не часто случается…
Самое интересное, что акцию «Бессмертный полк» любят все – и народ, и власть, сама происходящая из народа. И, наверное, ни у кого нет в мыслях «засушить» хорошее дело, сделав формальным мероприятием для галочки. Однако предпринимаемые чиновниками меры ведут именно к этому.
Так не лучше ли им вообще не вмешиваться в народную инициативу, не пытаться улучшить ее? Лучшее – враг хорошего.

