На доме, в котором живу, висит объявление о том, что «Ростовтеплосети» отключили горячую воду в связи с подготовкой к очередному отопительному сезону. Возобновить подачу воды обещали «ориентировочно 17 мая». 

Я, конечно, понимаю – ориентиры могут сбиваться. Но не настолько же! Ведь на момент написания этого материала горячая вода так и не появилась. И не только в нашем доме!

Причем сдвиг во времени завершения работ происходит у коммунальщиков всякий раз. 

Оглядевшись вокруг, понимаю, что неисполнительность и непунктуальность стали чуть ли не нашей национальной чертой. Почти ничего не начинается и не заканчивается вовремя! Причем это касается как повседневных дел типа приход на работу, прием в поликлинике, отправление междугороднего автобуса, начало лекции или концерта, так и масштабных – ввод в строй объектов и реализация проектов. Будто календарь и часы существуют сами по себе и не для нас. 

Дошло до того, что многие учреждения стали отказываться от талончиков на прием с указанием времени. Ведь несовпадения с реальностью выходили за все рамки приличия! 

Три года назад получала загранпаспорт в миграционной службе. По Интернету можно было записаться в электронную очередь, где указывалось конкретное время. В реальности те, кому назначено на 11 утра, попадали в кабинет в лучшем случае в 12. 

Недавно была свидетелем, как в поликлинике врач пришла на прием на 30 минут позже, а междугородний автобус простоял на посадочной площадке на 15 минут больше положенного времени отправления по расписанию. 

Теперь во многих местах очередникам просто присваивают номера типа Е15, А23 или вовсе используют принцип «живой очереди». Так надежнее и меньше поводов для возмущения. 

Некоторые прозорливые организаторы мероприятий, зная, что наши люди «подтягиваются» еще несколько минут, начали писать в пригласительных время начала с запасом – например, не 13.00, а 12.45. 

В детстве, а потом и в юности я очень боялась опоздать. Бывало, бежала со всех ног и жутко нервничала. Но раз за разом сталкивалась с тем, что это напрасно. Все равно приходилось кого-то или чего-то ждать. 

Если пунктуальные немцы, японцы или китайцы будут ошарашены, когда что-то не произойдет вовремя, то нас, наоборот, удивляет начало или конец точно по часам. 

Меня когда-то очень приятно удивил своей пунктуальностью прежний глава Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Петр Субботин. Все его пресс-конференции и встречи начинались минута в минуту и проходили четко и конкретно, с большим уважением к своему и чужому времени. Ничего удивительного, что потом его пригласили на работу в Москву. Ведь как пишет в книге «Жесткий тайм-менеджмент» Дэн Кеннеди: «Я не единственный человек, который понял связь между пунктуальностью и порядочностью».

Где-то также прочитала, что пунктуальность – показатель интеллектуального развития. Если человек не может решить простую задачу – добраться из пункта А в Б к определенному времени, то зачем с ним иметь дело? 

Кстати, по поводу «иметь дело». Некоторые наши коммунальные организации спасает лишь то, что они – единственные поставщики услуг, то есть монополисты. Иначе клиенты давно рассредоточились бы по другим поставщикам – с более низкими, прозрачными тарифами и с чувством пунктуальности. 

Вообще, думаю, если бы мы были пунктуальнее, то и жили бы намного лучше. Пока же, как свидетельствуют опросы, 26 % респондентов регулярно опаздывают на работу. 

Может, помните советский еще фильм «Сказка о потерянном времени»? Злым состарившимся волшебникам, чтобы вернуть себе прежние силы, нужно было собрать время, впустую потерянное главным героем – третьеклассником Петей Зубовым и такими, как он, лентяями, вечно опаздывающими на уроки. Из него волшебники должны были сделать лепешки и съесть. Но потерянного времени, а соответственно и лепешек, оказалось так много, что волшебники переусердствовали и превратились в детей. 

Еще Людовик XVIII сказал, что точность – вежливость королей. Эта фраза не потеряла своей актуальности и глубокого смысла по сей день.