
Кубинский посол в России и военный атташе острова свободы вручили в донской столице высокостатусные награды своей страны, медали «Воин-интернационалист» еще 14 нашим землякам– участникам стратегической операции под кодовым названием «Анадырь». Они предотвратили американское вторжение на Кубу в 1962 году. «Анадырь» до сих пор остается уникальной по масштабам и влиянию на мировой политический климат операцией. В военном плане ей нет равных по скрытности подготовки, по быстроте организации боевого дежурства и боевой службы на удалении более 10 000 километров от Родины. Да еще и в непривычных тропических условиях. «Анадырь» позволил отстоять независимость союзника – Республики Куба, обеспечить даже под гнетом многолетних санкций ее дальнейшее развитие. На острове свободы до сих пор это ценят.
Ранее медали «Воин-интернационалист» появились на лацканах пиджаков других донских «кубинцев». Удостоверения подписаны Раулем Кастро, рука которого на днях мгновенно стала всемирно знаменитой. Не за счет, разумеется, росписи в наградных книжках наших земляков. А после того как кубинский лидер не позволил «панибратства» Бараку Обаме, пытавшемуся похлопать его по плечу. Рауль Кастро быстро перехватил руку Обамы, сжал и помахал ею в воздухе.
Американские лидеры к этому моменту не посещали Гавану без малого 90 лет. Этот визит, по словам президента США, стал «символом окончания холодной войны между двумя странами». О том, что война была не только «холодной», он не вспоминал. Вспоминали другие.
– С кубинцами мы вместе стояли насмерть, – рассказал «НВ» участник операции «Анадырь» кавалер кубинской награды «Воин-интернационалист первого класса» Виктор Путилин, возглавляющий ныне Ростовское отделение Российского общества дружбы с Кубой. – На одном из островов пришлось вести бой с так называемыми коммандос. Мне жизнь тогда спас Миша Тихонов из Семикаракорска. Тихонова уже нет среди нас. Светлая ему и другим ушедшим «кубинцам» память… Со всего Союза на Кубе тогда было около 43 тысяч человек. В живых осталось около двух тысяч, и нам не все равно, как живет братский народ.
Владимиру Денисову сейчас 77. Участником операции «Анадырь» он стал в 23 года. Радиолокаторщик. Старшина роты. Имеет награды – советские и кубинские. Сейчас Владимир Григорьевич возглавляет областную ветеранскую организацию воинов-интернационалистов – «кубинцев». На учете у него 86 человек. Между собой они обсуждали не столько конфуз Обамы на гаванской пресс-конференции, сколько саму динамику отношений между странами.
– Американцы хитрят, – созвучно общему настроению среди коллег говорит егорлыкский «кубинец» Николай Григорьевич Сметана. – Никакого титанического сдвига в их сознании не произошло по отношению к Кубе. Просто создают видимость добрососедства и потепления отношений. Визит Обамы – тактический ход. Он, заметьте, предшествовал новым виткам холодной войны и гонки вооружений – открытию американцами наземной базы противоракетной обороны системы Aegis в Румынии. На этом они вряд ли остановятся…
Во времена карибского кризиса мир это уже проходил. Нашей операции «Анадарь» предшествовало размещение американцами своих ракет в Европе и Турции. Общее превосходство США над СССР в количестве носителей ядерных зарядов, достигающих территории противника, выражалось тогда соотношением 3,4:1 в пользу наших заокеанских «партнеров». Тем не менее нашли чем им ответить, сумели отвести угрозу от Кубы и масштабную катастрофу от всего мира. Будет адекватный ответ, в один голос говорят донские «кубинцы», и сейчас. Противоядие, считают, уже на подходе. И по-прежнему дружат с кубинцами: 10 000 километров для дружбы, прошедшей испытание временем, – не расстояние…

