
Что нужно, чтобы рассказать самое сокровенное? Не хорошее, не доброе, а то, что причинило боль, ранило, даже уничтожило тебя изнутри. Оказалось, что тысячам женщин нужен просто толчок... Нужно знать, что ты не одна такая.
Произнести те самые слова, написать свои истории подтолкнула многих украинская журналистка Анастасия Мельниченко. В социальной сети она опубликовала свой рассказ о том, как подверглась сексуальному насилию.
«Я хочу, чтобы сегодня говорили мы, женщины. Чтобы мы говорили о насилии, которое пережило большинство из нас. Я хочу, чтобы мы не оправдывались — «я шла в спортивных штанах средь бела дня, а меня все равно схватили». Потому что нам не нужно оправдываться. Мы не виноваты, виноват ВСЕГДА насильник. Я не боюсь говорить. И я не чувствую себя виноватой», - написала Анастасия. Свою историю она снабдила тэгом #ЯнеБоюсьСказать.
Вскоре именно под этим «лозунгом» стали звучать голоса других женщин из Украины, России… Также подвергшихся домогательствам, насилию или жестокости.
Одни говорили об этом, не скрывая личности, – в акции отметились и звезды эстрады Лолита Милявская, Анита Цой. Другие – анонимно. Кто-то вообще впервые в жизни отважился вслух рассказать, что произошло.
Истории все разные и все как одна – ужасные. Юлия: «Ненависть и ярость горели во мне несколько лет. Они притихли, когда физические повреждения перестали давать о себе знать. Тело восстановилось. Но чего мне никогда не вернуть, так это чувства безопасности, безмятежности, доверия. Это и есть самое ужасное в этой истории. Никогда. Нигде. Не в безопасности».
Но страшнее другая общность многих из этих женщин – они пытались рассказать о том, что с ними сделали, пытались докричаться хоть до кого-нибудь. В свое время. Кто-то сразу после – в поисках защиты, кто-то годы спустя – когда уже не было сил держать все в себе. И многие из них слышали «добрый, дружеский» совет: «Молчи. Не рассказывай».
А еще они слышали: «Сама виновата». И тогда, от близких людей, у которых пытались найти поддержку. И сегодня, от совершенно незнакомых. Тех, кто просто прочитал их истории под тегом #ЯНеБоюсьСказать в Интернете.
Я не представляю, сколько сил и мужества потребовалось этим женщинам, чтобы публично рассказать свои истории. Я не знаю, помогло ли им это. Стало ли хоть чуть легче от того, что кто-то их услышал. Вряд ли…
И, к сожалению, я не верю, что эта акция принесет пользу. Что-то сдвинет в головах в правильную сторону. Всегда найдутся те, кто, если не скажет, то подумает: «Сама виновата». Будут и те, кто считает, что эта акция – выродок. Попытка обвинить во всех своих жизненных неудачах мужчин-животных.
Статья 131 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает наказание за изнасилование. В зависимости от тяжести – от трех до шести лет, от четырех до десяти, двадцати лет лишения свободы. Но сколько всего еще стоит между этим, крайним, самым страшным насилием над женщиной и маленькими шажочками, общественными уступками в эту сторону. Безобидная пошлая шуточка, мимолетный сальный взгляд, шлепок пониже спины, как комплимент, «нет», расцененное как кокетство…
В России до сих пор нет закона, предусматривающего наказание за сексуальные домогательства. Более того, над прецедентами из других стран, той же Америки, у нас часто подшучивают. Нет и закона, защищающего жертв домашнего насилия. Как нет единых государственных программ и служб, оказывающих помощь тем, кто пострадал от этого. Каждый разбирается с последствиями сам. Остается со своей бедой один на один. И кому-то стыдно об этом говорить, а кому-то стыдно молчать…

