
Помните, как в первые дни сентября на уроках русского языка и литературы мы неизменно склонялись над школьными тетрадками и писали из года в год сочинение на эту поднадоевшую всем тему?
О чем мы тогда рассказывали, советские школьники? Как отдыхали в пионерских лагерях с массовками, речевками, песнями у костра и прочими атрибутами пионерской жизни. Как прокрадывались в соседние корпуса и зубной пастой рисовали на лицах спящих ребят из младшего отряда озорные мордашки неизвестных зверей. Как подсыпали слабительное в компот перед самым торжеством по случаю закрытия лагерной смены и бродили ночью между корпусами в белых простынях, изображая «страшные» привидения.
Нет, что это я. Об этом писать было нельзя. Так и пионерского галстука недолго было лишиться. Этими шалостями хвастались на переменках. А в тетрадках рассказывали, конечно, об интересных лагерных мероприятиях и полезных делах, совершенных на летних каникулах.
Были они, эти полезные дела, и у городских, и у сельских ребятишек. Я помню, как после шестого класса наша учительница литературы из средней школы №16 города Барановичи (я тогда жила в Белоруссии) нам дала на лето большой список художественной литературы для внеклассного чтения. Именно с той поры я стала поклонницей литературного таланта Марка Твена и Жюля Верна, Джонатана Свифта и Даниэля Дефо, Александра Грина и Александра Беляева.
У ребят в деревне летний день был вообще по минутам расписан. Нужно и родителям по хозяйству помочь, и к новому учебному году подготовиться. А еще многие мальчишки и девчонки на каникулах на уборке урожая подрабатывали: штурвальными на комбайнах трудились, на току зерно подгребали в бурты, овощи собирали. И за это получали даже зарплату, чем очень гордились. Об этом и в сочинениях с удовольствием хвастались.
Сегодня иные времена, скажете вы. Что это за эксплуатация детского труда, возмутитесь. Еще, дескать, наработаются за свою жизнь. Пусть отдыхают. Вот и слоняются наши дети и внуки, собираясь компаниями, по подъездам и дворам. Хорошо, если гоняют футбольный мяч или подтягиваются на турнике, а в основном ведь с планшетами и смартфонами просиживают, уходя даже на улице в виртуальную реальность. А когда попадают в сельскую местность, чувствуют себя настоящими инопланетянами.
– Знаете, – удивляется пятнадцатилетний внук моей соседки, вернувшийся из поездки с родителями за город, – там в степи так классно! Воздух свежий, цветы какие-то растут. Коровы бродят. И люди в полях работают. Кажется, они хлеб косили. А я думал, что мы уже давно зерно из-за границы привозим…
Ох уж эта заграница, манящая и стариков, и молодежь! Помните анекдот? Первого сентября учительница в классе задает вопрос на все ту же избитую тему «Как ты провел лето?»
Ребята один за другим рассказывают о своем отдыхе за рубежом. Доходит очередь до Вовочки.
– А ты где был, Вовочка? – обращается учительница к мальчику.
– У бабушки, – говорит Вовочка.
Класс взрывается смехом.
– Тихо! – пытается успокоить учеников педагог. – А где живет твоя бабушка?
– В Майами, – отвечает Вовочка. И одноклассники застывают с раскрытыми ртами.
И все-таки у любого правила есть исключения. Вот гуляю недавно с маленьким внуком на детской площадке в Левенцовке. Девочка к нам подходит.
– А можно вашего малыша на праздник пригласить? – спрашивает.
– Да он же еще маленький, – отвечаю я, глядя на девочку.
Мы знакомимся поближе. Девочку зовут Аня Татаринова. Она восьмиклассница 112-й ростовской школы. Любит всякие сценарии для праздников сочинять. Вот и решила собственный день рождения прямо во дворе многоквартирных домов устроить вместе с подружкой из 117-й школы Инессой Ивановой. Приглашает теперь гостей.
Хороший, кстати, у девчонок праздник получился. Веселый, интересный. И друзей у подружек стало в разы больше. Теперь не нужно будет дома сидеть и в окошко на левенцовские окрестности любоваться. Так что, если постараться, полезные дела всегда можно найти. И в традиционном школьном сочинении будет о чем написать.

