Все-таки осталось в этом повернувшемся на переменах мире нечто стабильное. Осень по-прежнему начинается с 1 сентября. И под неизменные школьные звонки. А еще в сопровождении рассуждений о путях и судьбах нашей школы. Последние год от года принимают все более грустное направление

.


Об образовании в эти недели у нас уже столько переговорено – благо смена министров, отвечающих за образование и науку, дала повод. Такой вот подарок ко Дню знаний… Но большинство при обсуждении очередной кадровой «загогулины» сосредотачивались исключительно на личностях. Мол, при прежнем министре было плохо, зато при нынешней министерше все пойдет по-другому. Или – что чаще: не было хорошо и не будет… Только в личностях ли дело? Сколько их уже поперебывало в министерском кресле! И статных, и убеленных благородными сединами, и увенчанных званиями и степенями. И что менялось?

Ровным счетом ничего. Стоило внешне адекватному назначенцу оказаться в министерском кабинете в помпезной «сталинке» на Тверской, как он тут же принимался твердить мантры про «Болонский процесс», «инновационно-предпринимательский вектор» образования. И т.д. и т.п.

Так что скептики, пожалуй, в чем-то правы: хорошо не было. За полтора десятилетия нашего «Болонского процесса» нижегородского розлива успело вырасти поколение, метко прозванное «детьми ЕГЭ». В их светлые от природы головки много чего вложено. Нет там только мыслей. В чем я вновь убедился, участвуя эти летом в качестве экзаменатора в творческом конкурсе абитуриентов-журналистов ЮФУ.

Случилось так, что в моей группе оказалось немало тех, кто уже успел попытать счастья в престижнейших МГИМО и МГУ. То есть баллы по ЕГЭ у этих ребят были, безусловно, самые высокие. Но то баллы… На деле же девушка, в будущем видящая себя, по ее словам, политическим обозревателем, простодушно свела во Второй мировой войне Антанту и Тройственный союз. Что Первая мировая, что Вторая… Не всё ль едино?

Путались ребятишки и в литературе. Для них унтер-офицерская вдова высекла себя в… «Шинели». При этом клялись в своей любви к классике и к Гоголю, в частности. Конечно, все мы вышли из гоголевской «Шинели», но не настолько, чтобы ее еще и не знать… Ну а простенькие вопросы о государственном устройстве страны, на которые в советскую пору лихо отвечали на политзанятиях солдаты с восьмиклассным образованием, вызывали у нынешнего юношества оторопь. Не говорю за письменные работы – в пору моей учебы второгодники наши изъяснялись куда более связно.

И ведь что обидно: чувствовалось, что от природы в этих ребятах действительно заложено много. Но умы и, похоже, души пребывают в девственном состоянии. Во всяком случае, «Болонский процесс» явно не оказал на них благотворного влияния.

Не знаю, как вам, а мне кажется, что сегодня от этого и прочей заемной образовательной мишуры решено, наконец, отказаться. Может, кому-то там наверху довелось лично столкнуться с врачами, учителями или инженерами из «поколения ЕГЭ», может, еще какая светлая мысль пробила – не суть важно. Но очень похоже, что министерские перемены сегодня носят не рядовой характер. Если можно так выразиться, курс на импортозамещение готов утвердиться и в сфере образования.

И как знать, может, снова обретет образование вместо формы смысл? Это вполне может статься, если только не погонимся мы за очередными новациями.

Не лучше ли на минуточку задуматься и вспомнить, что пору заемных нововведений и ломок наше образование уже переживало? Было и нашествие педологов вместо педагогов, и шкрабы были вместо учителей, и трудовые коммуны вместо школ. Много чего было, пока 80 лет назад, изрядно поплутав в лабиринтах экспериментов, не начали у нас возврат к классическому образованию. И очень вовремя: грянула война, и, перефразируя известное выражение Бисмарка, Сталинградскую битву выиграл советский учитель. Выиграло поколение, вооруженное знаниями и идеями.

Вот, собственно, и всё. Остается сделать вывод.

А теперь с праздником! С Днем знаний!