О скандале с попыткой ввести запрет на мусульманский купальный костюм буркини в ряде курортных городов Франции я узнала не из СМИ, но от журналиста. Французская коллега, с которой я познакомилась почти десять лет назад и с тех пор переписываюсь, описала это как «торжество демократии».
Она рассказала, как на пляже к женщине в плотных штанах, кофте с длинными рукавами и платке подошли полицейские, сделали замечание, а потом и вовсе насильно начали стягивать с нее эту самую кофту. Свидетельницей события журналистка не была – видела лишь многочисленные фото этого процесса. Но была уверена: такое «уравнение всех на пляже» окружающие восприняли с восторгом. Я переспросила, правильно ли поняла: ничем не мешающую другим женщину прилюдно унизили – это и есть «торжество…»?
В общем, поругались мы. Юлия пыталась мне объяснить, что закутанная в одежду женщина среди барышень в бикини всех пугала и вообще «портила всем настроение своим мрачным видом». Я же никак понять не могла, почему одетая женщина для окружающих была более неприятной, чем практически полностью раздетая барышня с тонюсенькими полосками на интимных местах – такую на заднем плане можно было рассмотреть на многих фото с происшествия.
Через несколько дней Верховный суд Франции все-таки отменил этот закон: за время его действия было оштрафовано несколько десятков женщин по всей стране, а еще нескольких заставили-таки оголить хотя бы плечи в «общественном месте». И в данный момент во Франции, как и во многих европейских странах, действует лишь запрет на ношение хиджаба – это не только платок, но и вся соответствующая «мусульманским стандартам» одежда женщин – в госучреждениях.
…Мое возмущение этой попыткой диктовать «пляжную моду» разделили не все коллеги в редакции. Женщины в основном согласились: если «обнаженка» – это действительно нарушение морали, то насколько длинный рукав у купального костюма и как повязан платок на голове дамы – волновать никого не должно. Мужчины были более категоричны: их такие наряды настораживали, а их носительницы казались потенциально опасными. «В Иране, например, все женщины вне зависимости от веры обязаны закутываться, – припоминали некоторые. – Пусть теперь у нас соблюдают наши традиции». Впрочем, никому из них и в голову не пришло бы сделать замечание одетой в хиджаб женщине даже на пляже и уж тем более – срывать с нее платок или кофту.
А ведь носящих закрытые одежды и платок даже в самую жару женщин в Ростовской области – немало: спокойно ходят по улицам, делают покупки в магазинах, гуляют с детьми на детских площадках. И в основном, это не беженки и не переселенцы. И не только мусульманки – такие же одежды предпочитают, например, многие верующие православные женщины. А еще… просто опасающиеся прямых солнечных лучей, в том числе и страдающие онкозаболеваниями. И некоторые из них отмечают: косые взгляды, а то и грубости в свой адрес в последнее время стали получать все чаще – и это в добродушном ко всем религиям Ростове. «Я не могу понять, почему мой красивый и яркий платок раздражает сильнее, чем выглядывающие из-под коротких шорт телеса немолодой дамы, – пожимает плечами коренная ростовчанка Алина, с которой мы разговорились на Пушкинской. – Я хотя бы выгляжу прилично». А ее спутница, одетая в такое же платье, отметила: никто ее хиджаб носить не заставляет, «просто неприятно, когда твою фигуру постоянно оценивают». И почти хором обе недоумевают: почему окружающих вообще волновать должно, как они одеваются?
…И казалось бы, спор вокруг длины рукавов женской одежды – из разряда морально-этических, ну максимум – о культурных различиях. Вот только его на щит уже подняла политика. Так, например, примкнувший к запрещенной в России организации «Исламское государство» полковник ОМОН Таджикистана Гулмурод Халимов пояснил свой поступок именно этим – протестом против того, что «мужчины не могут свободно носить бороду, а женщины – хиджаб». Разумеется, это была не единственная и явно не главная причина, но многие мусульмане по всему миру этот аргумент понимают и разделяют. А оно нам надо, такое единение террориста и наших мирных сограждан, хотя бы в вопросах уличной моды?