
Почему эти четыре слова оказались в одном ряду? Это – ассоциации, которые чаще всего возникают у не ростовчан, когда они слышат имя донской столицы.
Выяснилось это в ходе опроса, который провели недавно вовсе не ради праздного любопытства. Департамент экономики Ростова рассматривает способы увеличить туристическую привлекательность донской столицы. А для этого важно понять, какой имидж Ростова сложился у потенциальных туристов и каков образ родного города в глазах самих ростовчан.
Все эти вопросы обсуждаются сегодня на творческих сессиях экспертов. Сессии посвящены разным сторонам жизни Ростова. В работе сессии «Культурная жизнь Ростова: оживление бренда», которая объединила культурологов, специалистов в области массовых коммуникаций, представителей туриндустрии и даже политтехнологов, довелось участвовать и мне.
Тема – актуальная, разговор получился содержательный (причем в кулуарах не менее насыщенный, чем на самой сессии), впечатлений – море. Но, пожалуй, остановлюсь на этих четырех составляющих имиджа донской столицы, которые назвала консультант проекта Елена Ищенко.
Итак, «Ростов – это город казаков». Или еще круче: «Ростов – столица казачества».
Между экспертами в кулуарах даже возник спор: надо ли потенциальных туристов в этом разуверять, сообщая историческую правду, или пусть до поры до времени (пока не приедут на Дон) пребывают в заблуждении?
Я разделяю точку зрения тех экспертов, которым представляется более реальным и перспективным продвигать на туристическом пространстве не отдельно славный город Ростов, а целое ростовское направление. Приезжайте, гости дорогие, в Ростов, а от него уж недалече и до нынешней столицы мирового казачества – Новочеркасска, и до старинных донских казачьих столиц – Старочеркасской и Раздорской, и до других донских городов с их уникальными изюминками.
Впрочем, недалеко – не значит, к сожалению, недолго. Имидж Ростова и его внешнего кольца, портят транспортные пробки. У меня на этот счет есть свой свеженький пример: недавно возвращалась рейсовым автобусом из командировки в Новочеркасск и вместо сорока минут провела в дороге час сорок. И это еще не рекорд для данного участка трассы.
Понятие «Ростов-папа» сегодня многие, особенно проживающие за пределами Ростовской области, воспринимают в отрыве от его первоначального криминального смысла.
Да, было дело. Детский писатель таганрожец Иван Василенко в «Жизни и приключениях заморыша» хорошо показал, что означала когда-то принадлежность к Ростову-папе. Понятно даже самым маленьким. Герой повести – мальчик Митя – возвращается поездом из Ялты в Ростов. Все вагоны забиты пассажирами. Свободные места только в одном вагоне, но туда заходят лишь самые отчаянные. Потому что из этого вагона раздается песня ростовских карманников. Кондуктор так Мите и объяснил: ростовские жулики возвращаются домой со своими воровскими трофеями.
Но теперь для многих «Ростов-папа» – это синоним города большого, гостеприимного. Стоит ли раскручивать этот бренд – тут эксперты не пришли к единому мнению. Одним думается, что это выражение следует забыть, как страшный сон, и вспоминать лишь на экскурсии где-нибудь в музее милиции, другие не видят ничего зазорного в том, чтобы выражение «Ростов-папа» наполнилось новым смыслом и помогало созданию привлекательного для туристов образа донской столицы.
Есть слоган: «Ростов – это родина российского рэпа». Многие уверены, что возник он благодаря ростовчанину – рэперу Басте, популярному не только на Дону. В связи с этим размышляли: стоит ли делать ставку на те персоны и символы, которые завтра могут выйти из моды? А почему – нет? Главное, держать руку на пульсе. Если в тренде рэп и Баста, почему не провести в Ростове фестиваль – что-нибудь типа «В гостях у Басты»?
Как ни странно, с именами, выдержавшими проверку временем, даже сложнее. Многие знаменитые в Ростове родились, жили, какое-то время творили, но – нет здесь осененных их именами туристических объектов. В Таганрог едут к Чехову, в Вешенскую – к Шолохову, в Пухляковку – к Калинину. А в Ростов – к кому? Многолетние усилия общественности и СМИ превратить в дом-музей Солженицына ту хибарку, в которой он жил до войны, открыть в Ростове литературный музей – так и не увенчались успехом…
Хотя много было выявлено в ходе сессии проблем и болевых точек, завершилась она все же на оптимистичной ноте: Ростов может и должен стать городом, в котором туристам хорошо.
Да, а как же раки? С ними связана отдельная туридея, о которой расскажу на следующей неделе.

