
На прошлой неделе председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 2326-р. В документе указаны 85 справок, которые с начала следующего года будет запрещено требовать от граждан при их обращении за оказанием государственных услуг. Этими данными ведомства будут обязаны делиться друг с другом в автоматическом режиме, не используя заявителя госуслуги как бесплатного и бесправного курьера.
Закон, запрещающий требовать у граждан информацию, которая уже имеется у государственных органов, был принять еще в 2010 году. Но без утверждения этого перечня не действовал. В согласованном наконец списке документов – достаточно долго и непросто оформляемые. Например, сведения об отсутствии судимости – такая справка, необходимая при оформлении на работу по ряду профессий, готовится в течение месяца. Также теперь не нужно будет предоставлять сведения о наличии регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина России. Явно облегчат жизнь гражданам межведомственная передача данных об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и штрафов, а также сведения из единого госреестра налогоплательщиков. Ускорит процесс оформления субсидий матерям автоматическая передача информации от судебных приставов о нахождении должника по алиментам в розыске. Немало ненужных теперь в бумажном варианте справок касается жизни военнослужащих и военных пенсионеров, а также действующих и бывших сотрудников МВД.
Впрочем, опубликованный список документов вызывает некоторые вопросы. Например, исполнителем по пункту 71: «Сведения о размере получаемой пенсии и других выплат, учитываемых при расчете совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина)» обозначено... ФСБ РФ. Речь идет исключительно о сотрудниках этого ведомства или служба безопасности теперь учитывает все пенсии и выплаты россиян?!
Также уже спустя пару дней после публикации перечня появились претензии по неполному списку «бумажных» возможностей. Всего двумя внутренними документами будет делиться Минсельхоз с коллегами из других органов – лишь в сфере водопользования. Не так уж много «автоматических» справок может предоставить Роспотребнадзор. Нет в этом списке Росреестра, а ведь пару месяцев назад отменили выдачу свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество. Теперь при покупке новой квартиры дают лишь выписку из Росреестра, которая действует в течение недолгого времени. При обращении, например за оформлением жилищной субсидии, гражданам придется брать свежую выписку, а это стоит денег.
Остается еще один немаловажный момент: провести аналогичные сверки данных между региональными и муниципальными органами власти – получить нужную справку в районном отделе собеса иногда куда сложнее выписки из федерального органа. Эту задачу должны выполнить в полной мере к 2025 году. К этому времени по созданной еще в 2002 году программе «Электронная Россия» должны создать единый информационный ресурс, где будут сведения обо всех проживающих в нашей стране. Тогда необходимость в каких-либо бумажных справках, которую гражданин должен был бы собирать на бумаге, отпадет вовсе.
Впрочем, противников всеобщего электронного регистра до сих пор немало. Кто-то боится хакерских атак на сервис, при которых доступ к нужным данным может оказаться заблокирован на неопределенный срок. Другие – возможности специального искажения информации о человеке, которая беспокоила еще фантастов середины прошлого века. Ведь пара кликов мышкой для злоумышленника, наделенного такими полномочиями, может обернуться полным «исчезновением» всех сведений. А значит, и самого человека в глазах чиновника – поговорка «без бумажки ты букашка» покажется невинной шуткой на фоне такого. Но, думаю, каждого, кто хотя бы раз в жизни выстаивал многочасовые очереди за справкой о необходимости выдачи справки, такие нововведения поставят выше всех этих страхов.

