Русский талисман ЧМ-2018 по футболу. Что за ним кроется?
Почему у «оппозиции» Забивака вызывает пену бешенства
Итак, за право называться талисманом ЧМ-2018 боролись Тигр, Кот и Волчонок. С большим отрывом победил волчонок по прозвищу Забивака (52 %). Создала Забиваку в стильных футбольных очках студентка Томского госуниверситета Екатерина Бочарова. Позже по опросам в сетях выбор талисмана одобрили уже 65 % пользователей.
Поддержал идею и легендарный ростовский мастер кожаного мяча Виктор Понедельник, чемпион Европы-1960: «Полностью одобряю выбор болельщиков – симпатичный талисман получился. И имя у волка хорошее... Волк – быстрый, скоростной, резкий, именно таким и должен быть нападающий. Думаю, с этим талисманом угадали на все 100 процентов» («Спорт-Экспресс»).
Зато со стороны «правозацитников» разных мастей на волчка хлынул поток грязи и злобы. Для примера – реплика питерского профессора Александра Запесоцкого:
«Волк Забивака – российский талисман? – глупее не придумать.... Совсем обалдели... Теперь маски сброшены, весь мир увидел настоящее лицо этих дураков – русских... «ЗАБИВАКА»– шикарное имечко. От «забияка». Кто-то хочет ехать в гости к забиякам, драться на футбольном поле или на улице? Да такому талисману в мировом сообществе – сразу же «красная карточка». Найдите мне в мире хоть одну культуру страны, где волк – положительный персонаж. Есть редчайшие исключения в сказках и в отдельных племенных культурах».
Ну что же, поучим профессора. Для начала: талисманом XIV зимних Олимпийских игр 1984 года в Югославии (Сараево) уже был волчонок Вучко. И победил он из шести кандидатов.
А теперь небольшой ликбез. Насчет образа волка в западной и русской цивилизации. Будет полезно и занимательно.
О, это такой футбол...
Европа – гнилое место вервольфов и чумы
Культ волка существовал у многих этносов. Волк – родоначальник, прародитель в сказках и легендах всех тюркских народов. По мифу, предком Чингисхана был пепельный небесный волк. Основателей Рима – Ромула и Рема – тоже вскормила волчица.
В дохристианской Европе культивировались «волчьи» воинские братства. Например, ульфхеднары (волкоголовые) – элитные воины скандинавских народов, аналог элитных групп нынешнего спецназа.
Но вот в Европу приходит христианство, и волк становится символом дьявола и ересей. Борьба монахов-доминиканцев с еретиками изображалась как травля волков «псами Господними». Ведьмы якобы любили скакать на волках. «Серый» стал символом злобы, подлости, гнусности.
Виной во многом – длившиеся столетиями кровавые средневековые европейские войны, но еще страшнее – кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, оспы, сифилиса, опустошавшие города и страны. Трупы не успевали сжигать или погребать, их пожирали волки, привыкали к вкусу человеческой крови и становились людоедами.
Но откуда такие волны эпидемий? Увы, средневековое мракобесие отбросило европейскую медицинскую мысль на столетия назад. Никто не умывался вообще. Одежду носили без смены круглый год. Белье не стиралось и не менялось до полного истлевания. Обнажение тела считалось грехом. В городах нечистоты выплескивались под пороги домов.
Правда, крестоносцы принесли из походов в Святую землю обычай мусульман умывать лицо. Даже купальни стали строить. Но церковь восстала против «разврата» и объявила чуму наказанием за столь «греховное увлечение». «Водные ванны… ослабляют организм и могут вызвать смерть», – утверждали медики.
Людовик XIV мылся два раза в жизни, Генрих IV – трижды, испанская королева Изабелла Кастильская омылась только в день свадьбы.
Парижанин пишет во время Столетней войны: «На протяжении 1423 года волки входили в Париж каждую ночь, иногда их убивали по три или четыре еженощно». Венский епископ после массового вторжения волков в город разразился проклятиями в адрес грешников, навлекших беду…
Католическая и за ней протестантская церкви умело играли на страхе верующих. Отцы Церкви Августин Блаженный, Фома Аквинский раскручивают тему оборотней-вервольфов – людей-волков. Заподозренных отправляли на костер, обвиняя в сношениях с дьяволом и в людоедстве.
Четыреста лет кровавой резни на почве суеверий, фанатизма и невежества, конечно, нашли отражение в сказках, легендах, преданиях о волках.
Кстати, на подобных сказках, фильмах-ужастиках до сих пор «западная цивилизация» воспитывает своих обывателей.
Россия: волчий пастырь и «анчутка беспятый»
А вот на Руси дело обстояло иначе. Хотя по количеству волков она Европе не уступала. И нападения «серых» на людей не были редкостью. Но разница между русским «лесным» волком и европейским «чумным» огромная. В России волк нападал на человека либо в глухом лесу, либо в степи. Близ жилья – реже, лишь голодный или бешеный. А в Европе зверь вел охоту на людей постоянно и целенаправленно.
Почему так? Разве на Руси не было эпидемий? Конечно, были. Но по сравнению с европейскими их масштабы были ничтожны. Скандинавы и славяне, весь исламский мир чтили чистоту почти на религиозном уровне. «Веди себя в сауне так же, как в церкви», – гласит финская пословица. «Чистота – половина веры», – сказал пророк Мухаммед. Правоверные мусульмане ходили в хамам почти столь же регулярно, как в мечеть. Русская баня воспринималась иноземцами как панацея от болезней и хворей. Личный медик императрицы Елизаветы Петровны испанец Сантос писал, что самый действенный способ лечения любых болезней – лишь русская баня.
Так что волчье людоедство не было у нас национальной катастрофой. Правда, и православные церковники пытались «пристегнуть» волка к «нечистой силе». Считалось, что волки боятся молитвы, креста, освященных предметов. Согласно поверьям, волк не переносит колокольного звона, поэтому ямщики подвязывали под дугу колокольчики.
Но! В русском фольклоре волк часто выступает и как гонитель нечистой силы. Когда Бог создал человека, черт слепил волка. Ожив, хищник бросился на черта и откусил ему пятку. С тех пор дьявол и хромает. И зовут его «анчутка беспятый». Волки охотятся на чертей и пожирают их, чтобы меньше плодились.
А про «волчьего пастыря» слыхали? Ну как же... Это – Святой Георгий, покровитель Москвы и России! Всяк знает, что Егорий (он же Юрий) проткнул копием дракона. Но, согласно русской легенде, не его одного. Однажды Егорий ехал через лес, вдруг налетел серый волк и вцепился зубами в ногу его коня. Святой ударил зверя копьем. Тот возмутился: «Пошто бьешь, я же голоден!». Святой пожурил: «Хочешь есть – спроси меня. Я укажу тебе лошадь, которую ты можешь зарезать». И указал. С тех пор каждый год святой Георгий объезжает на коне поля и леса, собирает волков и определяет каждому добычу. Отсюда поговорки: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Без Юрьева наказу и серый сыт не будет» и множество других.
Между прочим, и «волчий праздник» в России существует – с 19 декабря по 19 января (Крещение Господне). Чествуют волков, пытаясь задобрить, рядятся в волчьи шкуры, приглашают волка к столу разделить трапезу!
Мы помним, что в западноевропейской традиции превращение человека в волка вызывает чувство ужаса и глубокого отвращения. У русских – не так.
Превращение в волка и обратно считалось на Руси чуть ли не бытовым явлением. Как говорил Карлсон: пустяки, дело житейское… Эта вера и сейчас существует в глухих деревнях северной России и Сибири. Вот, к примеру, быличка о том, что в смоленской деревне дети колдуна случайно выпили папин напиток и превратились в волчат. Так папаша бегал по дворам, просил слезно: вы уж как увидите моих, не палите в них! Я все исправлю... Типа: ну с кем не бывает, расшалились ребятишки.
А на Урале бают о том, как рассерженная теща превратила в волка зятя – воспитывала, чтоб не забижал доченьку-кровинушку.
Короче, по мнению фольклориста Марии Волковой (а она знает – с такой-то фамилией!), подобные истории отразили веру в родство всего живого: «Здесь волк – «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека.
Именно на русской почве только и могла родиться сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» (где грозный хищник становится лучшим другом и спасителем человека) или пушкинские строки «В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит».
Да, именно наш волчонок Забивака – лучший талисман для современной России. Он отражает ее суть даже лучше, чем косолапый медведь. Задумайтесь: много вы знаете популярных песен о медведе? А о волке? Да сколько угодно! Начиная от «Охоты на волков» Владимира Высоцкого:
Свора псов, ты за стаей моей не вяжись,
В равной сваре – за нами удача.
Волки мы – хороша наша волчья жизнь,
Вы собаки – и смерть вам собачья!
То-то... Не говоря уже о тамбовско-брянском волке, который, согласно известной поговорке, все-таки может быть товарищем человеку. Кстати, в мире осталось лишь две страны с огромным волчьим поголовьем (от 50 до 80 тысяч особей) – Россия и Канада.
Волк – умный, сильный, гордый, достойный уважения зверь. И на футбольном празднике русский волчонок Забивака будет самым ярким, веселым, пижонистым, слегка задиристым хозяином.
Он этого достоин. И в обиду мы его никому не дадим.