В послании Федеральному собранию президент РФ затронул практически все ключевые темы, которые волнуют общество. Акцент был сделан на внутренние проблемы страны. Я прежде всего обратила внимание на блок вопросов, касающихся образования. Владимир Путин затронул, в частности, такую проблему, как содержание образовательного процесса. Насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил еще академик Лихачев: давать знания и воспитывать нравственного человека? Казалось бы, прописные истины. Что еще должна делать школа, если не давать знания? Вопрос в другом. Глава государства дипломатично намекнул на то, что школа должна не просто учить детей, а давать им базовые знания. И кто, как не учителя, делают это. В связи с этим президент подчеркнул, что нужно направить дополнительные усилия на повышение квалификации педагогов.
Другой вопрос: учебные программы. Пока по многим предметам учебные программы не синхронизированы. Но в том, что они будут приведены в соответствие, сомнений нет. В недавнем интервью «Российской газете» министр образования и науки РФ Ольга Васильева заметила, что история древнего мира в 5-м классе, средневековье в 6-м – сказки по истории: «Но потом мы приближаемся к началу отечественной истории, и здесь, безусловно, синхронизация нужна. Допустим, война 1812 года и роман Толстого «Война и мир», «Полтава» Пушкина и события Северной войны. Авторы стандарта пытались идти по пути синхронизации истории и литературы, этот сложный процесс будет продолжаться». Она также отметила, что все страны прошли через те же тысячи вариативных программ, которые были у нас, ставили похожие эксперименты: «И все возвращаются к опорной традиции и инновационному движению вперед. Допустим, в Китае все школы занимаются по единым учебникам по всем базисным предметам. При этом есть и углубленные учебники. В Англии принят единый учебный план для всех школ».
Тут вот какая интересная штука получается. Что касается китайской образовательной системы, то она во многом скопирована с советской. Китайские школьники учатся по учебникам, по которым когда-то занимались советские дети! С качеством же содержания и оформления части наших нынешних учебников Минобрнауки РФ еще предстоит разбираться. Главное, что там это наконец поняли. Как есть и понимание необходимости сохранить лучшие практики отечественного образования. В школах «повернулись лицом» к гуманитарным предметам, разработана линейка единого учебника истории, нормой становится сдача выпускных экзаменов в устной форме, школьного сочинения. Конечно, в учебном процессе одной школьной программы недостаточно. Как отметил президент, нужны проекты в театре, на телевидении, музейных площадках, в кино. Такие проекты, во всяком случае, в театрах, библиотеках уже есть. Что касается кино, то…
Поневоле вспомнишь «Республику ШКИД», «Ох, уж эта Настя», «Вам и не снилось» или ставшую классикой кинематографа киноленту «Доживем до понедельника»… Равных этим лентам сегодня нет. Да, собственно, сегодня их и сравнивать не с чем. Хорошие фильмы, интересные подросткам, которые бы заставили их размышлять, спорить или задуматься над сюжетом, просто-напросто отсутствуют. В кинотеатрах идут кассовые блокбастеры, на телеканалах – бытовые сериалы о чем угодно и... ни одного достойного для детей и подростков. А ведь нравственное воспитание, о котором говорил глава государства как об одной из базовых задач образования, зависит не только от школы, но и умных фильмов, книг, постановок, хорошей музыки. Ведь какими вырастут наши дети, таким будет будущее России.