
Россия должна защитить свой генофонд от вырождения
О чем предупреждал Сергей Капица
В повести австрийского писателя Франца Кафки «Превращение» (1912) речь идет о коммивояжере Грегоре Замзе. Проснувшись утром, он обнаруживает, что стал огромным мерзким насекомым. Вся семья чувствует к нему отвращение, и в конце концов он умирает, отравившись гнилым яблоком. Близкие, облегченно вздохнув, радостно идут на прогулку…
Нелепость? Но на самом деле повесть пронзительна и полна жалости к несчастному человечку – единственному кормильцу семьи, которая его же и предала. Кафка намекает: всякий ничтожный обыватель, без внутреннего духовного смысла существующий в этом мире, подобен насекомому и в любое время может за это поплатиться.
Сегодня, увы, этот мир окончательно сходит с ума. Россия не исключение. Хотя сейчас именно в нашей стране происходит некоторое отрезвление. Мы начинаем понимать, что Кафка ничего не выдумывал. Он лишь предупреждал.
Опасность превращения россиян в насекомых уже давно поняли многие. В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения бил тревогу: 35 % россиян ВООБЩЕ НЕ ЧИТАЮТ КНИГ! Я не всегда доверяю статистике, но среди знакомых мне подростков подобных особей немало. Объяснения потрясают: «А зачем художественная литература? Там ведь сплошная выдумка», «Да у меня всегда под рукой Википедия». Спорить с такими отроками и отроковицами все равно что беседовать с подгузником.
А наша центральная власть грезит инновациями, нанотехнологиями... Как справедливо заметил русский ученый Сергей Капица: «Мы воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, мы получим страну, которой будет легче править, у которой легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Сегодня чуть ли не половина трудоспособной молодежи работает в охранных организациях! Получается, все эти молодые парни – тупые, способные лишь бить морду?»
Кризис культуры, впрочем, происходит даже в самых развитых странах – США, Великобритании, Франции, Германии... Сегодня в мире очень трудно найти властителей умов: независимо мыслящие люди с оригинальными идеями зачастую опасны любой власти.
Телевидение и Интернет, которые должны сближать и возвышать людей, на деле занимаются обратным. По словам Капицы, в телевидении «никакой великой традиции, никакого искусства нет. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчиненная антиобщественным интересам».
Не могу на 100 % согласиться с Сергеем Петровичем. И ТВ, и другие СМИ, и Всемирная сеть – они разные. Хотя и впрямь с каждым годом здесь все больше примитива, пошлости и откровенной мерзости.
Язык и культура – оружие мирового влияния. Так было и в Римской империи, которая несла другим народам плоды своей цивилизации, и при испанско-португальской экспансии в Южную Америку, и во времена Британии – «владычицы морей».
Когда империя распалась, она сохранила целостность англоязычного мира при помощи культуры и образования, бесплатно открыв двери университетов «туземцам» – выходцам из бывших колоний. А те, возвращаясь домой, занимались «духовными скрепами». И очень успешно.
То же делал СССР, принимая без экзаменов в вузы ребят с советских окраин. Так создавалась национальная элита, которая скрепляла Союз.
А что теперь? С треском провалена даже программа возвращения и поддержки наших собственных соотечественников…
Поэтому актуально звучат слова Капицы: «Нам нужно коренным образом поменять отношение к культуре. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств».
Будущее наших детей – в лапах «болонок»
К Министерству культуры я бы добавил Министерство образования и науки. Без хорошего образования нет и не может быть культуры. А образование у нас сегодня в результате многочисленных «экспериментов» разрушено почти до основания.
Конечно, с приходом нового главы Минобрнауки Ольги Васильевой появились некоторые проблески. Я имею в виду даже не массовые увольнения чиновников-«реформаторов». Прежде всего, Васильева поставила главной целью школы не только обучение, но и воспитание школьника как человека. Преподаватели должны не «натаскивать на ЕГЭ», а пробуждать в ребятах лучшие черты – от сочувствия, порядочности, взаимопомощи до высокой гражданственности.
О ЕГЭ – в самую точку. К несчастью, отменить его разом просто невозможно. Такой шаг подвергнет подростков новому чудовищному стрессу, которого их психика не выдержит. Пока речь – лишь об изменении Единого госэкзамена к лучшему. В его составе появилась устная часть – русский язык и литература, возвращаются сочинения, убираются тестовые задания с готовыми ответами по физике, химии и биологии. «Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных классах. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, нетестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю», – заявила Васильева.
Следующий шаг – возвращение к единым стандартам обучения в школе.
А впереди – новые испытания. На днях телеканал «Звезда» показывал ток-шоу «Особая статья» с ведущим Алексеем Гудошниковым. Спор шел об изменениях в современной школе. Так вот, один из участников с плохо скрываемым ужасом предупредил: «Сегодня в школы приходит новое поколение – преподаватели-«болонки», то есть те, кого готовили на скорую руку по Болонской системе!» Старое поколение учителей еще как-то могло противиться диким «инновациям» в образовании, смягчать их вред для детей, противопоставлять уродливым «экспериментам» собственный опыт...
«Болонки», увы, натасканы совсем иначе. Не будем стричь всех под одну гребенку: наверное, и среди поколения, сначала искалеченного школой, а затем – вузом, есть и талантливые, и ответственные, и самоотверженные люди. Но что-то мне подсказывает, что они явно не находятся в большинстве.
Процесс, увы, уже пошел. Экономист Михаил Хазин, работавший еще в советской школе, утверждает: «Мы должны воспитывать школьника так, чтобы он умел мыслить. Система ЕГЭ убивает мысль полностью. Я много учил детей в 80-е годы, и я вижу то, что сегодня выходит из школы. У меня иногда волосы на голове встают дыбом. Программы очень слабые. Их надо радикально менять, скорее всего, возвращать советские».
Учение должно быть легким, приятным и полезным
Однако советскую систему не стоит идеализировать. Недавно один из ее представителей заявил, что учеба в школе – «тяжелый, изнурительный труд», и иначе быть не должно. Ребенок сызмальства должен приучать свой мозг к нагрузкам: тогда во взрослой жизни ему будет легче и комфортнее.
На самом деле и зубрежка ЕГЭ, и «ученое самоистязание» равно вредны подростковой психике. Талантливые школьники и студенты усваивают знания не благодаря, а вопреки подобным программам.
В советское время было тоже полно «реформаторов». В конце 1920-х умники предлагали перевести русский язык на латиницу: удобнее для международного общения. В начале 2000-х история с латинским алфавитом повторилась. Слава богу, не прошло.
В 1960-е разразилась полемика о реформе русского языка по принципу «как слышится, так и пишется». Пусть каждый лепит как на душу легло: «заец», «агуретс», «чилавек паивилса насвет» и т.д. Однако выяснилось, что при таком подходе одни люди не могут понять, что написали другие. Без четких общих правил не обойтись.
А в 1970-е из советских школ изгнали прекрасные учебники математики Андрея Киселева, по которым ребята занимались еще в 1930-е. Как пишет кандидат физико-математических наук Игорь Костенко, этим был запущен процесс, породивший у школьников непонимание математики и отвращение к ней: «Сегодня усваивают математику около 20 % учащихся (геометрию – 1 %). В 40-х годах полноценно усваивали все разделы математики 80 % школьников, учившихся по Киселеву».
Замечательный математик Юлий Покорный считал, что учебники Киселева наиболее согласованы с психолого-генетическими законами и формами развития юного интеллекта. Оно и понятно: преподаватель писал их более 40 лет, излагая материал предельно ясно и доступно!
Некоторые «академики» говорят, что учебники Киселева устарели. Интересно, как может устареть теорема Пифагора? И еще одно: почему же в Израиле, например, до сих пор учатся по учебникам Киселева? И как советские школьники росли на этих книгах, становились великими учеными и осваивали космос?
Неуважение к педагогике, наплевательское отношение к ученикам со стороны «академических» авторов приводят к тому, что многие ребята начинают ненавидеть школу, впадают в депрессию, испытывают истерические состояния... В такой обстановке сложно говорить о гражданственности, патриотизме и прочем. Голова не тем занята.
И еще одна горячая дискуссия. Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая предложила исключить из школьной программы роман Льва Толстого «Война и мир» и кое-что из Федора Достоевского: «Это глубокие философские произведения с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины».
И в этом смысле я с Вербицкой согласен.
«Какой же русский может не читать «Войны и мира»?!» – возмущенно воскликнет кто-то. Да большинство. А многие читали «Братьев Карамазовых»? 7-8 % от всего российского населения. То же самое – с «Тихим Доном». Я по-настоящему открыл для себя шолоховский роман в очень зрелые годы. И точно знаю, что по крайней мере 70 % моих сокурсников по филфаку его даже не открывали. Хорошо, что хотя бы снимают фильмы и сериалы.
Но насильно мил не будешь. Толстого не заставишь любить шпицрутенами. Любовь к чтению – основа культуры. Но не вижу ничего страшного, если школьник прочтет вместо «Войны и мира» «Казаков» и «Севастопольские рассказы». Это ближе и понятнее.
А вот «Превращение» Кафки я бы в школьную программу включил обязательно. Поучительная вещь. Небольшая, но впечатляющая.

