Почему я стал верующим, но не стал религиозным
"Верую в Бога, но предпочитаю коньяк"

Мне часто задают вопрос:  "Почему ты празднуешь Рождество Христово, хотя утверждаешь, что не являешься верующим?" Это ведь двуличие, лицемерие. Один из моих друзей на такие вопросы отвечал: я и в Деда Мороза не верю, а Новый год справляю. Шутка сомнительная. Во-первых, для религиозного человека такое сравнение оскорбительно. Оно сродни иронической сентенции персонажа одной из горьковских пьес Василия Достигаева: "Верую в Бога, но предпочитаю коньяк". Во-вторых, для празднования Рождества у меня иные причины. 



Начну издалека. Мои знакомые неправы. Я считаю себя человеком глубоко верующим. Просто, на мой взгляд, вера во Всевышнего и религия - разные вещи. Не я автор этого открытия. Просто жизненный опыт привёл меня к тому, что философы называют деизм (от латинского deus - Бог). Деисты верят в Создателя, сотворившего мир, управляющего этим миром и влияющего на события. А религиозные учения деисты отрицают.

Вера во Всевышнего не противоречит научному мышлению. Поэтому нередко учёные называют себя верующими, считая при этом догмы любой религии плодами человеческого мифотворчества. 

В самом деле, на нашей планете существует множество разных религиозных верований. Каждое из них считает только свою веру истинной, полученной непосредственно от Бога (или богов), порождая в то же время внутри себя десятки ересей, сект, направлений, считающих только себя "исключительно правильными". Мормоны, эмиши, адвентисты, пятидесятники, староверы, духоборы, сунниты, шииты, исмаилиты, суфиты, ваххабиты, хинаяна, махаяна, дзен-буддизм - перечислять заморишься. 

Многие фанатики воюют за "чистоту веры", взрывают, режут тех, кто с ними не согласен, оправдывая себя цитатами из "священных книг". Но не слишком ли много "единственно верных" дорог к Творцу и не слишком ли многие из них кровавы? Ведь истина только одна.

Религиозные мифы, обряды, запреты только уводят человека от Бога. Что и как носить, отращивать бороду или нет, креститься двумя или тремя перстами, как долго держать пост, сколько раз произносить "аминь" - всё это никакого отношения к истинной вере не имеет. Как писал Чарльз Дарвин: "Ветхий завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета, с его приписыванием богу чувств мстительного тирана заслуживает доверия не в большей мере, чем верования какого-нибудь дикаря". 

Так может, и вовсе не существует никакого Бога, Создателя, Творца?


Люди как боги, или Яйцеголовый ужас бытия 

Отрицание Бога известно с давних времён. Богоборцев можно понять:  история многих религий (христианской в том числе) - это яростный обскурантизм:  враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу, которое выливалось в охоту на "еретиков" и "ведьм", войны, резню, преследование учёных, деятелей искусства, культуры. 

Значит, атеизм прав в неприятии религиозного сознания? Как ни забавно, но к проблеме существования Всевышнего это не имеет никакого отношения. Религия есть мифотворческое представление о том, что неподвластно осмыслению незрелым человеческим умом. Но, на мой взгляд, и современный "научный" атеизм скатывается к мракобесию. 

Напомню: учение об эволюции состоит в том, что определённые формы жизни на нашей планете изменяются от низших к высшим - от амёбы до Эйнштейна. Это происходит путём приспособления к окружающей среде, естественного отбора, перехода от инстинктов к высшему типу мыслительной деятельности, то есть разуму: сложным интеллектуальным процессам и способности творческого созидания.  

Но если атеизм отрицает саму возможность существования Творца и Высшего Разума (а именно в этом и суть богоборчества), тогда получается, что на человеке вся эволюция и останавливается. Вернее, развивается лишь человеческий разум. В детстве я читал научную статью, где автор показывал, как будет меняться внешний вид гомо сапиенса. Меня поразила яйцеподобная голова с огромным лбом (Голливуд позже использовал таких яйцеголовых инопланетян в своих комедиях).

Но почему развитие разума должно ограничиться человеческим телом,   далёким от совершенства? Многие фантасты (а фантастика есть художественная форма моделирования будущего) пишут о возможности создания искусственного интеллекта, который окажется выше человеческого. Такие сценарии вполне реальны, как и конструирование биороботов, то есть перемещение человеческого мозга в искусственно созданное тело. Уже сейчас отдельные органы человека можно заменить искусственными. 

Учёные стремятся к тому, чтобы человечество обрело возможность свободно передвигаться в космосе, создавать комфортные условия жизни на других планетах - или даже творить искусственные планеты. То есть человек способен решать грандиозные задачи, прежде немыслимые. Вот результат эволюции на ничтожной планете за ничтожный по космическим меркам период времени.


Изъян религии обезьян, или Теория мелкоскопа

Что же тогда говорить о Вселенной? Нет,  атеизм не отрицает существования в ней других разумных форм жизни. Безбожники легко готовы согласиться с наличием в других галактиках мыслящих существ, превосходящих человека по степени развития. Главный порок атеизма в другом: это учение категорически исключает существование высшего разума, способного создавать миры, подобные земному, и управлять ими. Между тем глупо исключать, что в ходе развития разум может приобретать самые разные формы, в том числе становиться "бесплотным" с точки зрения человеческого восприятия. Или вспомните "Солярис" Станислава Лема - "мыслящий океан", который был способен материализовать человеческие воспоминания и фантазии. 

Да, человечество с этим пока не сталкивалось. Однако и так называемая научная "Теория Большого Взрыва", судя по её содержанию, - не более чем полусказочная гипотеза, ничем не подтверждённая. А вот теория эволюции исходит из конкретной череды фактов и событий. И она предполагает то, что материя в своём развитии может принимать любые формы. В том числе - любые разумные формы. 

В сотворении планеты и её обитателей Высшим (по сравнению с человеческим) Разумом нет ничего сверхъестественного. Мы не можем отрицать существование разума, творящего миры, если сами - на пороге того же. Не случайно орбитальная космическая станция названа "Мир". Да, не планета. Но лиха беда начало... 

Или другой пример. Проводя опыты с различными микроорганизмами в человеческом теле (и вне его), современная медицина тоже создаёт и разрушает микромиры. Но мы же не считаем это чудом. Что знает микроб о человеке, который следит за ним в микроскоп?


Держи меня, соломинка, держи…

Всё это любопытно и спорно, скажет читатель. Но при чём тут Рождество Христово?

Очень даже при чём. Ведь из всего написанного мною в предыдущих главах  никак нельзя заключить, что я каждый год отмечаю со всеми православными Святой Праздник Рождества Христова. Что на столе моём лежит Библия в нескольких изданиях, которую я люблю читать (в том числе по мере сил - и на церковнославянском). Что Иисус для меня не менее дорог, нежели для остальных христиан. 

А ведь на самом деле это именно так. Я верю, что Бог как высший разум, несомненно, существует. Хотя я - человек невоцерковлённый. То есть крещён в православии, но не исполняю многих обрядов и не согласен со многими церковными догмами. Редко посещаю церковные службы, никогда не исповедался. 

Более того: прекрасно понимаю, что с исторической точки зрения Святое Евангелие полно нелепиц и противоречий. Не было у еврейского народа никогда обычая на пасху миловать одного преступника, не мог Синедрион даже в самом страшном сне собраться в субботу (шаббат), Пилат, ненавидевший иудеев, никогда не стал бы совершать их обряд омовения рук... Да, немало в Евангелии того, что либо искажает исторические реалии, либо совсем им не соответствует.

Но ведь в любом историческом сочинении можно найти куда более ошибок, неточностей, неверных толкований, подтасовок, даже откровенной лжи. Надо учиться отделять зёрна от плевел, как учил Христос. А зерно в том, что сегодня уже многие историки склоняются к историчности, реальности Христа, Его жизни и Его казни. 

Был ли Он Богом? Для меня Христос - Бог в смысле нравственного подвига и морального учения. Поэтому я ношу на груди православный крест и иконку. Поэтому крещусь на храмы и христосуюсь в Светлый День Воскресения. Поэтому ставлю свечки в церкви. Поэтому песнопения и молитвы во храме по-особому отдаются в моей душе. Православие для меня близко как культурная среда, как способ национальной идентификации. Я - русский, а значит, и православный.  

Но хотелось бы закончить без излишнего пафоса. Через день после Нового года, 3 января, часть прогрессивно пьющего человечества отметила особый праздник - День соломинки для коктейлей. Прошёл он незаметно, без салютов и фейерверков. А вот я бы хотел, чтобы и в череде православных праздников появилось нечто подобное. ДЕНЬ СОЛОМИНКИ. Той самой соломинки, которая, по преданию, спасла грешника из ада. Ибо уверовал - и протянул ему ангел соломинку, и вытащил его из геенны огненной. 

Для многих людей религия является соломинкой, дающей им надежду на спасение. Если она укрепляет их души и помогает совершать добрые дела - значит, вера эта необходима человеку. 

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ поздравляю я весь христианский мир. Да пребудет с нами в новом году счастье, добро и радость.