На школьных уроках математики чего мы только не изучали! Тангенсы, котангенсы, какие-то немыслимые уравнения, решение которых занимало несколько тетрадных листов. У меня за плечами больше половины жизни, но ни разу – ни одного-единственного раза – мне это не пригодилось!
Зато так не хватало и в начале самостоятельного жизненного пути, и позже нормальных финансовых знаний: как правильно вести семейную бухгалтерию, как планировать расходы на перспективу, на какие «уловки» коммерсантов обращать внимание, каких банковских условий пугаться, ну и так далее.
Почему этому нас не учили ни в школе, ни в университете? Правда, в вузе, курсе на четвертом, у нас, будущих журналистов, один семестр в расписании был предмет, призванный сориентировать в море финансов и экономики. Но читал курс бывший военный, далекий, по всей видимости, от темы и от нас. Поэтому все было скучно и ни о чем.
Как раз шло начало девяностых, и новая финансовая реальность накрыла обычных, никак не подготовленных к ней людей, с головой. Одни в ней утонули, в смысле спились, опустили руки и оказались на дне жизни, другие – понемногу, с синяками и ссадинами, но все-таки выплыли, третьи – хорошо так вынырнули, обогатившись за счет скупки тех же ваучеров или построения финансовых пирамид.
Прошло с тех пор больше двадцати лет, и вот наконец на государственном уровне решено начать ликвидировать финансовую безграмотность наших граждан. Потому что, как показывают соцопросы, свои расходы на срок больше месяца планирует лишь 10% семей, 1/3 граждан берет кредит в первом попавшемся банке, не сравнивая условия, предлагаемые другими, 77 % родителей не говорят с детьми о происхождении денег, в смысле откуда они берутся и какие обязательные расходы существуют.
Основная ставка в этом проекте Минфина делается, конечно, на подрастающее поколение. В школах занятия начали проводиться факультативно, но в перспективе они должны стать частью основных предметов – математики, обществознания, ОБЖ.
Чтобы хорошая идея не погрязла в обязаловке и серости, очень важно, кто будет преподавать и как. Говорится о специально создаваемых учебниках, интернет-ресурсах и методическом центре, в котором планируется обучить более 15 тысяч преподавателей из числа учителей.
Не знаю, может, лучше, выгоднее и эффективнее приглашать уже известных лекторов «с именем», разбирающихся в теме и умеющих держать внимание слушателей, а вместо уроков в каждой отдельной школе просто два-три раза в месяц собирать большие аудитории в одном большом зале?..
Я, конечно, в любом случае «держу кулаки» за то, чтобы все получилось не как всегда, а правильно, интересно и с пользой.
Охватит ли данный проект взрослых, пока до конца не ясно. Вроде, обещают, что «да». Но каким образом?..
Впрочем, не дожидаясь никого и ничего, уже несколько лет самостоятельно выискиваю и покупаю в книжных магазинах литературу, в которой независимые, известные в своей сфере знаний специалисты рассказывают о самых разных финансовых, а значит – жизненных реалиях, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Из этих книг, например, узнала, как действует метод «зацепки» при игре в лотереи; зачем на самом деле нужны многочисленные стрелки на полу в магазинах «Икеа»; что именно те, кто не общается с наличными деньгами, а только с кредитками и кредитами, чаще всего не могут оценить, где они несут полезные расходы, а где все вылетает в форточку; что принцип «отдавайте то, что хотите получить», в том числе и деньги, все-таки работает – главное, не ожидать ничего взамен от одного конкретного источника.
Словом, если есть желание – можно самостоятельно ликвидировать свою финансовую неграмотность. Но это касается преимущественно взрослых, уже и так набивших по жизни много финансовых шишек. Молодежь лучше все-таки организовывать на такое обучение. И – побыстрее!
Тема денег, конечно, очень большая, и обсуждать можно многое. Хотя сам по себе разговор о деньгах – непростой для россиян, потому что не в наших традициях. Тем не менее начать его придется.
Но, если уж быть честными до конца, думаю: ликбез требуется и «птицам высокого полета», чтобы они наконец придумали такую финансовую систему, при которой размер пенсий и зарплат позволял бы не только строить планы на перспективу, но и откладывать «заначку», наличие которой в размере трех окладов, кстати, считается одним из признаков финансово грамотного человека.