
По первоначальному плану нынешней весной, именно в эти дни, на экраны российских кинотеатров должен был выйти фильм Алексея Учителя «Матильда».
Это – история пылкой любви будущего государя Николая Александровича и балерины Матильды Кшесинской. Рекламный слоган киноленты: «Тайна дома Романовых».
Ее отсрочку истолковывают по-разному. Создатели фильма говорят, что перенос премьеры на 25 октября объясняется анализом кинорынка и выбором наиболее удобного момента. К тому же канун 100-летия Октябрьской революции – прекрасный фон для демонстрации такой кинокартины.
Однако ходят слухи, что премьеру отсрочили из-за протестов верующих: то ли, чтобы пыл остыл, то ли, чтобы авторы успели что-то в своей картине подправить.
Случай с «Матильдой» для отечественного кино вообще беспрецедентный: фильм еще не вышел на экраны, а в Общественный совет при федеральном Министерстве культуры поступает петиция с требованием его запретить. Под петицией – двадцать тысяч подписей. Эти люди называют себя православными верующими и считают, что «Матильда» оскорбит их религиозные чувства.
С просьбой проверить «Матильду» по этой части обратились и в Госдуму. Депутат Поклонская, заместитель председателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, направила соответствующий запрос в Генпрокуратуру. Депутат Говорухин, председатель думского комитета по культуре, со свойственной ему прямотой сказал, что подобные инициативы следует пресекать на корню.
Интернет по-прежнему на этот счет бурлит. Одним из отголосков этих настроений стало письмо в редакцию «Нашего времени». Вот оно: «Я являюсь читателем вашей газеты. Заметил, что в газете иногда высказывают свое мнение православные священники. Хотелось бы узнать мнение православного священства г. Ростова-на-Дону по поводу грядущего выхода нашумевшего фильма «Матильда». Принимаются ли какие-то меры о недопустимости выхода фильма в городе и области? Ведь, судя по сценарию и трейлеру, с которыми можно ознакомиться в интернете уже сейчас, эта лента порочит семью Романовых. Отстаиваются ли святые имена Святых Царственных Страстотерпцев и всего рода Романовых Русской Православной Церковью в канун столетия страшных событий на Руси? И есть ли у РПЦ подтверждающие документы из архивов того времени, что именно так эта история и могла выглядеть, как показана в фильме?» И подпись: Олег, почитающий Святых Царственных мучеников.
Мы не стали пока обращаться за комментариями к священникам, поскольку впечатление, которое создают о фильме трейлеры, часто обманчиво. Вот выйдет фильм на экраны, тогда, возможно, предложим обсудить его и на страницах газеты. Если будет, что обсуждать.
Мне кажется, Олег, что вы немножко лукавите, когда пишите о желании узнать, есть ли у РПЦ документы, подтверждающие правдивость истории, показанной в «Матильде». Там ведь о той сфере, по поводу которой люди не распространяются. Вернее, в те времена не распространялись. Сейчас-то не видят ничего неприличного в том, чтобы вывернуть душу наизнанку.
Но есть дневники, воспоминания современников, не оставляющие сомнений: любовь была. Как ее показать – это уже дело художника. «Матильда» не претендует на документальность.
Для многих православных верующих Святые Царственные мученики Романовы – это пример идеальной семьи. Не думаю, что «Матильда» способна поколебать эту веру. То, что в ней показано, происходило еще до встречи цесаревича с будущей его женой Александрой Федоровной.
Обратите внимание: среди кинодеятелей, которые в ответ на протесты православных активистов, пытающихся воспрепятствовать выходу «Матильды» на экраны, подписали свое коллективное письмо, направленное против этой новой цензуры, есть такие имена, как Павел Лунгин и Карен Шахназаров. Тот самый Лунгин, который снял фильм «Остров» и был удостоен за него в том числе и наград от православного сообщества. Тот самый Шахназаров, который сделал фильм «Цареубийца» о последних днях последнего русского императора и его прекрасной семье, где царят мир и любовь.
А, кстати, известно ли вам, Олег, что сто лет назад значительная часть русского православного священства известие об отречении Николая II восприняла с великим энтузиазмом? Ряд епископов не скрывал радости: наконец-то деспотический режим пал и церковь обрела свободу! Вместо многолетия царствующей династии пропели многолетие Временному правительству.
Правда, вскоре заметили, что как не стало во главе страны царя, так и прихожан почему-то поубавилось в храмах даже на Пасху… Ну, а когда к власти пришли большевики с их ненавистью к попам, уже мало кто среди священства, наверно, не пожалел о рухнувшей монархии.
Что в сравнении со всем этим мелодраматическая история, ставшая сюжетом для «Матильды»?

