Недавно законодатели хотели запретить работать супермаркетам по воскресеньем. Инициатива не прошла. Но стоит ли всем трудиться в воскресенье? Что по этому поводу думает церковь?
Этот диалог я услышала в одном из небольших магазинов. Покупателей было мало, и продавцы могли позволить себе обсудить волнующее во время рабочей смены.
– Я думала, что поп скажет: «Работайте, чада, в поте лица», а он – за воскресенья, свободные от работы, – рассказывала одна продавщица о поразившей ее фразе, слетевшей с уст священника.
– Может, он не православный? – поддержала ее другая. – Я от бабушки своей сызмальства слышала, что Бог работников любит. Только в большие праздники работать грех, а в остальное время чем больше трудишься, тем лучше для души.
Я прислушалась к этой интересной беседе. Она оказалась отголоском обсуждений законопроекта о запрете торговым сетям работать круглосуточно и по воскресеньям. Такая идея возникала недавно у сенаторов в Совфеде. Узнав, что она не поддержана и ходу законопроекту не дадут, большинство россиян выдохнуло: «Слава богу!».
Экономисты спорили, пошел бы или нет такой закон на пользу малому бизнесу, а простой народ просто радовался, что у него не отобрали возможность ездить за покупками в супермаркеты в удобный для него день (и нередко – единственный его выходной).
Про участие в обсуждениях представителей церкви мне было неизвестно, но теперь я решила восполнить этот пробел. Вероятнее всего, что продавщиц удивили слова митрополита Волокаламского Илариона, председателя отдела внешних связей Московского патриархата. Федеральные СМИ спросили его мнение об этом законопроекте, и он высказался за запрет работы супермаркетов круглосуточно и по воскресеньям: воскресенья нужны людям для того, чтобы сходить в храм, побыть со своей семьей. А «круглосуточный конвейер, который действует без выходных в течение всей недели, превращает людей в роботов», – сказал митрополит Иларион.
Вероятно, его преосвященство так неравнодушен к этой ситуации, потому что живал в Европах и видел, как работают и отдыхают там. К тому же он не только иерарх РПЦ, но и композитор. А для творческого человека круглосуточный конвейер и потогонная система – хуже некуда.
Но, может, биографические детали тут и ни при чем. В одной из книг, рассказывающих о жизни священства, мне встретился такой примечательный эпизод. Молодого священника благословили руководить постройкой храма. Он так рьяно взялся за дело, что дни и ночи проводил на стройке. Однажды матушка, его супруга, рассказала о своей печали архиепископу: супруг все на работе да на работе. Дети позабыли уже, как выглядит отец. Архиерей, поразмыслив, велел священнику умерить пыл: даже такое благое дело, каким он занят, не должно нарушать гармонию семьи.
У нас сегодня люди работают по выходным и праздникам не только потому, что так велит начальник, не всегда из честолюбия – чтобы опередить других, добиться похвалы руководства, продвинуться по карьерной лестнице и т. п. Многие, у которых есть в воскресенье законный выходной, сами еще ищут подработку. Порой с риском для жизни – своей и окружающих. Это, к примеру, водители автотранспорта. Медсестры, которые после ночного дежурства идут еще, в частном порядке, ставить капельницы больным на дому, делать на дому инъекции. Любой может продолжить этот список. Каждый знает причину этого явления: низкие зарплаты, которые к тому же не всегда еще и выдаются в срок.
Это – проблемы глобальные, требующие больших и продолжительных усилий для исправления к лучшему. Но если бы ими последовательно, смело и честно занимались государство, профсоюзы, а церковь напоминала, что не каждый труд с христианской точки зрения богоугоден и «горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его», возможно, мы бы успешнее продвигались на пути к справедливому обществу, жить в котором хотелось бы каждому.