Парадокс: выехать за границу на гастроли театру из провинции проще, чем по России. А на фестивали народного творчества попадают единицы донских мастеров. Почему?

Перефразируя известную поэтическую формулу, можно сказать, что художник (слова, сцены и т.д.) для его малой родины больше чем художник. Он – часть ее позитивного имиджа.

На днях Совет по культуре и искусству при губернаторе Ростовской области рассматривал важный в этом плане вопрос о том, как популяризируется донская культура. То есть донские таланты и их творчество. 

Этот вопрос складывается из двух частей. Первую условно можно назвать «Все флаги в гости к нам». Это о тех художественных событиях Дона, которые привлекают именитых гостей и зрителей из других регионов и даже стран. Здесь у Ростовской области накоплен интересный опыт, он приумножается. Речь прежде всего о фестивалях: фольклорных, литературных, театральных и т. д. Давно знаменит на всю Россию фестиваль «Шолоховская весна», который традиционно устраивается в станице Вёшенской. Прописавшемуся на донской земле кинофестивалю «Мост искусств» всего три года, но он уже успел войти в календарь национальных событий. Четыре из восьми государственных донских театров (Ростовский молодежный и Ростовский драматический, Казачий в Новочеркасске и Новошахтинский) учредили и проводят на своей базе театральные фестивали – от межрегиональных до международных.

В этом деле много трудностей, но все же это – о наших успехах. Сложнее с тем, чтобы широко представлять донские художественные достижения за пределами родной земли.

Александр Ларионов, директор Ростовского областного дома народного творчества, приводит невеселую статистику. Ежегодно ОДНТ получает не один десяток приглашений на фестивали народного творчества. В частности, народных ремесел. Участвуют же донские мастера только в трех-четырех. Да и то – минимальным составом.

Может, перевелись на Дону народные умельцы? Наоборот: их в последние время, в сравнении с предшествующими годами, стало даже больше. И количество внутриобластных выставок народных ремесел – резьбы по дереву и лозоплетения, керамики, шорного дела, лоскутного шитья и т.д. –  растет. Причина отказов от приглашений на дальние фестивали проста и банальна: у умельцев нет на это средств. Найти спонсоров удается лишь единицам.

Гастрольная карта донских театров с первого взгляда впечатляет: Великобритания и Франция, Италия и Испания, Швеция и Дания, Китай! Север – Юг, Запад – Восток... Всюду, кажется, сумели себя показать, культуру Дона представить.

Однако это – гастрольные маршруты лишь одного донского театра – Ростовского музыкального. Почти исключительно зарубежные. Как это ни парадоксально, но экономика театральных гастролей сегодня такова, что отправиться в зарубежный гастрольный тур бывает легче, чем по родной стране. Внутрироссийские гастроли, особенно с показом масштабных постановок, как правило, убыточны. И это, конечно, большая проблема не только для донских театров, но и для почти всех нестоличных театральных коллективов. Выходит, ситуация безвыходная?

У Совета по культуре и искусству при губернаторе Ростовской области есть надежда, что ее все же можно изменить к лучшему. Эту надежду совет связывает с донскими депутатами в Госдуме. С тем, что им удастся проработать идею федеральной поддержки внутрироссийских гастролей для лучших нестоличных театров – победителей престижных конкурсов театрального мастерства. Если так, то на такую поддержку сможет рассчитывать больше половины донских театров. А Ростовский академический драмтеатр им. М. Горького, не только призер всероссийских театральных фестивалей, но и лауреат Премии Правительства России им. Волкова за вклад в развитие театрального искусства, отправится в долгожданный большой тур по стране.