
Сталин, вне всяких сомнений, был великим человеком. Вопрос в том, с каким знаком это величие - «минус» или «плюс»?
О товарище Сталине и ментовской философии
В прошлую пятницу, рассказывая о нелепых планах правителей Московии осчастливить народ, как водится, лет этак через двадцать, я мимодумно зацепил последний статистический опрос, по итогам которого граждане нашего многострадального Отечества назвали самым выдающимся деятелем российской истории Иосифа Виссарионовича Сталина. Я и представить не мог, что это имя столь взрывоопасно, что не следует произносить его всуе! Даже думать об усопшем вожде желательно через раз - и то под грифом «секретно».
Я говорю вполне серьезно.
История началась 17 июня в стенах МГЮА - Московского государственного юридического университета (до 2013 года - академии). Сыр-бор разгорелся из-за вывешенной на стене центральной аудитории вуза мемориальной таблички с сообщением, что «17 июня 1924 года в этом зале выступал Иосиф Виссарионович Сталин с докладом «Об итогах XIII съезда РКП(б)» на собрании слушателей курсов секретарей укомов при ЦК РКП(б)». Кто именно принял решение укрепить табличку, которая десятилетиями пылилась в подвалах вуза, до сих пор неясно.
Заведующий кафедрой адвокатуры и нотариата МГЮА адвокат Анатолий Кучерена заявил «Интерфаксу», что установка мемориальной доски Иосифу Сталину в МГЮА «неприлична» и даже «недопустима». Надо было посоветоваться с преподавателями и студентами, прежде чем вешать невесть что невесть куда. Профессор обещал лично разобраться с этим «безобразием».
Адвокат Анатолий Кучерена заявил, что установка мемориальной доски Иосифу Сталину «неприлична» и даже «недопустима»
В ответ руководство объяснило, что все сделано согласно постановлению Совмина РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Документ действует до сих пор и подлежит исполнению. Так что, как говорил одесский сыщик Давид Гоцман, «не надо делать мне нервы».
«А потом рвал рубаху и бил себя в грудь...»
Однако объяснение насчет постановления 55-летней давности мало кого удовлетворило. Меня уж точно - нет. Чего же вы столько времени спали, болезные? Может, объявить месячник поисков старинных мемориальных досок по помойкам? И лепить их где попало…
Расейская либеральная общественность отреагировала бурно. Адвоката Генри Резника возмутило, что «могильщику права» Сталину установлена доска в «храме юридической науки». Резник тут же скоренько «разоблачил» руководство МГЮА: «Как-то забыли о том, что я вообще юрист. И я не поленился, нашел это постановление и выяснил, что просто-напросто мне солгали». Оказывается, имя Сталина в постановлении 1960 года не упоминается. Оскорбленный адвокат заявил, что больше в МГЮА преподавать не будет!
Вряд ли институт от этого демарша много потерял. Лучше бы Резник не напоминал, что он «вообще-то юрист»... В постановлении № 1327 не перечисляются конкретные памятники культуры (за исключением нескольких усадеб в Московской области), упоминается лишь о безобразном состоянии дел в некоторых регионах и предлагается привести все в нормальное состояние. «Сталинская доска» появилась еще в 1949 году, так что под постановление полностью подпадает. Вот если найти документ об исключении ее из перечня памятников культуры - дело другое. А так - поздравляю, гражданин, обмишурились!
Я против петиций, но почему к главе Минобрнауки РФ нужно обращаться через штат Делавэр, где расположен сайт change.org?
Впрочем, в МГЮА ответили традиционно философски: «Университет уважает позицию Генри Марковича Резника... Уход никак не скажется на учебном процессе, поскольку он занимал 0,1 ставки профессора». По-русски - «гуляй, Вася»...
В скандал влезла и «могучая кучка» сотрудников Высшей школы экономики (ВШЭ), хотя это - совсем другой вуз. Кафедра конституционного и административного права отказалась от участия в мероприятиях Московского юридического университета - а чтоб неповадно было на стенах гадить! Об этом сообщил профессор Илья Шаблинский на своей странице в Facebook. Ожидается, видимо, что весь МГЮА с рыданиями падет в ноги Шаблинскому и будет вылизывать его профессорские штиблеты...
А что еще ждать от ВШЭ? Появилась во времена Е. Гайдара. Один из главных постулатов этого вуза: «Непосредственная связь преподавания с практикой реформ». Оглянитесь вокруг. «Лихие девяностые» и наше «светлое сегодня» - результат бурной деятельности плеяды этих волшебников-недоучек.
Но и этим не кончилось. В Сахаровском центре прошла акция «Антисталин» с участием «передовой интеллигенции», куда вляпались актеры Евгения Симонова и Вениамин Смехов, а также мультипликатор Гарри Бардин.
На сайте сhange.org привычно возникла петиция с требованием снять злосчастную «сталинскую доску». Я не против подобных инициатив, только непонятно, почему к главе Минобрнауки Ольге Васильевой и ректору МГЮА Виктору Блажееву нужно обращаться через американский штат Делавэр, где расположен указанный сайт. Тем более петицию сочинил некий Андрей Лукин, живущий в Нью-Йорке. Устал я от подобной тупой политической трескотни: «Мы считаем, что увековечивание имени одного из самых кровавых преступников в истории, широко осуждаемых в цивилизованном обществе, категорически неприемлемо». Кто это «вы», что за «цивилизованное общество» и какое дело Васильевой и Блажееву до ваших бредней?
Кстати, 27 июня на том же сайте студент МГЮА Илья Аверьянов создал петицию «Требуем сохранить памятную табличку о выступлении Сталина».
Цирк уехал, клоуны остались.
Сортир имени Сталина
У читателя могло создаться впечатление, будто я против снятия «сталинской доски». Ничуть: я - двумя руками за! Вся эта буза с табличкой нехорошо попахивает.
Лет десять назад отдыхал я в Гаграх. Чтобы выйти к морю, нужно было прошагать метров сто пятьдесят. По дороге стоял кирпичный туалет невесть каких времен. Тетка у входа требовала плату. Правда, при мне никто туалет не посещал. Но однажды меня приперло, и пришлось воспользоваться услугой. Трудно передать, что я увидел внутри. А запах!
- За что же вы деньги берете? - набросился я на тетку, выскочив из пыточной камеры.
- Э, что ты! - возмутилась она. - В етот туалэт сам Сталин ходил!
Не все места, где побывал Сталин, следует отмечать мемориальными досками…
Ну, выступил Виссарионыч на собрании секретарей укомов. Да мало ли где он выступал? У нас в стране мрамора не хватит, чтобы все это закреплять в досках, бюстах, памятниках и мемориалах.
Другое дело, в Тверской области открыт в мае этого года дом-музей Сталина. Музей находится в доме колхозницы Кондратьевой. В ночь с 4 на 5 августа 1943 года здесь останавливался Верховный главнокомандующий во время единственного выезда на фронт (Калининский). Отсюда Сталин отдал приказ о проведении в Москве первого артиллерийского салюта в честь войск, освободивших Орел и Белгород в ходе Курской битвы.
Вот событие действительно историческое и достойное музея. Но ведь нельзя же увековечивать все подряд, как малыш, которому впервые попал в руки фотоаппарат: вот бумажка к забору прилипла, вон тетя Валя чулок поправляет... Это же профанация!
Что касается памяти Сталина, я скажу словами Сергея Есенина:
Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстоянье.
Пусть любой либерал идет и бросается мордой в навоз: Сталин, вне всяких сомнений, был великим человеком. Вопрос в том, с каким знаком это величие - «минус» или «плюс». В Иосифе Виссарионовиче, как и в большинстве крупных политических деятелей, присутствует и то, и другое. Но чего больше в сухом остатке? Да, это был тиран и деспот, который не останавливался перед огромными человеческими жертвами. Но это одновременно - созидатель великого государства, военачальник, с именем и под руководством которого СССР победил во второй мировой войне.
Бешенство «правозащитников» основано как раз на том, что чем далее, тем более глубокие и объективные исследования сталинской эпохи выходят в свет, все больше открывается неизвестных прежде документов и фактов. Постепенно завершается пора плясок на костях. Всплывает и темное, и светлое. Но псевдолибералы помешаны лишь на мраке. Псевдопатриоты - лишь на победах и фанфарах. И то, и другое, взятое по отдельности, - ложь.
Надо глубже изучать историю и не торопиться выносить вердикты.
Большое видится на расстоянье.

