
В разных концах страны ищут и находят солдат Великой Отечественной. У многих нет имен, фамилий... Но иногда удается их восстановить.
Добрый знак этих дней – заметно убавляется у журналистов «Нашего времени» «неосвоенных» территорий и тем, зато прибавляется читателей. Может, планеты в зените лета удачно стали для газетного бренда, а может, по другой причине, но пишут и звонят в редакцию отовсюду. Поисковики – как выяснилось сейчас – чаще других. Что неудивительно – у давних друзей нашего издания ныне пик памятных вахт и находок.
Так, из Республики Карелия сообщили о том, что начали розыск родственников красноармейца-мотоциклиста Василия Тимофеевича Приходченко 1919 года рождения. Он погиб на карельской земле в июле сорок первого. И был оставлен на поле боя. Останки бойца нашли в июне 2017 года. Похоронили в селе Видлица Олонецкого района. Данные вкладыша из солдатского медальона Приходченко: «Ростовская область, Родионово-Несветайский р-н., Кутейниковский с/с., д. Кутейниково».
Из кубанской станицы Некрасовской накануне сообщили о том, что успешно завершился розыск родственников другого погибшего бойца – Василия Варавки, который был убит в бою под Таганрогом семь с половиной десятилетий назад а вернулся домой лишь недавно. Служил Варавка в 102-й морской стрелковой бригаде 3-го гвардейского стрелкового корпуса. Его останки (сохранился, по счастью, смертный медальон) были найдены таганрогским поисковым отрядом «Последний след войны» в районе хутора Копани Неклиновского района. В ДНР нашлись родные погибшего – 94-летняя дочь, внуки, правнуки и праправнук. Они, как бы трудно ни было, приехали в станицу Некрасовскую на открытие памятника Василию Варавке, отдали последний долг своему отцу, деду и прапрадеду.
Александр Павленко, который возглавляет региональный военно-исторический центр «Поиск», прислал из Каменска-Шахтинского несколько фотографий. На них – самодельные медальоны, найденные Александром Валентиновичем и его друзьями в ходе недавних поисковых экспедиций. «У солдат было поверье – если заполнишь вкладыш, то наверняка погибнешь. Как рассказывали фронтовики, многие выбрасывали медальоны или не заполняли вкладыши», – написал Павленко. Занимаясь поиском многие годы, каменчане сделал вывод: среди солдат было немало тех, кто не боялся поверья. Если не было стандартного медальона, делали самодельные. В наши дни десятки имен погибших бойцов удалось установить только благодаря таким самоделкам из прошлого. Однако «белых пятен» еще предостаточно. Их особенно много в связи с событиями 75-летней давности, которые произошли в Ерохинской балке под Каменском. Речь идет о трагической гибели в Ерохинской балке в июле сорок второго сотен советских кавалеристов. Хоронить погибших немцы заставили местных жителей. Смертных медальонов в наши дни поисковики в этом месте практически не нашли. Но надежд не теряют…
В наши дни изменилось многое. На форме у служивых – полевой и обычной – появились именные шевроны. Солдат в ведомственные столовые тут и там стали пускать по отпечаткам пальцев – дактилоскопию они проходят при наборе в армию. Прижились в армии и жетоны, которые позволяют определить, кто есть кто.
Жаль только, что тех солдат, без имени, без медальона, без жетона, до сих пор много там, на неоконченной для них войне...

