В очередной приезд к дочери заметила у нее на книжной полке небольшую книжицу в ярком мягком переплете. Название заинтересовало – «Как вырастить ребенка счастливым».

Бегло ознакомилась с содержанием. Автор рассказывал об отношениях между взрослыми и детьми в племенах южноамериканских индейцев. Если в двух словах, то главный принцип воспитания по книге – не оставлять ребенка одного. Нужно везде его брать с собой. Когда отправляешься за покупками в магазин или готовишь пищу, убираешь дом или беседуешь с друзьями. По возможности, даже на работу. Так, по мнению автора, достигается гармония и преемственность поколений, что делает людей счастливыми.

Я вспомнила рассказы бабушки и мамы о том времени, когда не было детских садов и яслей, и наши предки тоже, почти как индейцы, пахали и сеяли, косили сено и убирали хлеб, оставляя своих детишек в борозде. У мамы на всю жизнь остался шрам на ноге от той «счастливой» жизни. Ее, совсем маленькую, укусила свинья, когда бабушка, работавшая на богатых, вынуждена была брать малышку с собой во время ухода за животными на хозяйской ферме.

Ничего себе картинку ужасов изобразили, подумает молодежь. Это ведь было еще при царе Горохе.

А вот и ошибаетесь, мои юные друзья. Я ничуть не сгущаю краски. На прошлой неделе, будучи в командировке в одном из районов нашей области, решила заскочить на местный рынок. День был знойный. Столбик термометра в тени доходил до сорока градусов, на солнце – и того больше. Асфальт плавился под ногами.

Был полдень, оттого на рынке народу было негусто. Я свободно переходила от одного лотка к другому, спрашивая про цены и прислушиваясь к новостям. И вдруг услышала детский голосок. Вернее, плач. Посмотрела по сторонам и увидела на руках у молодой женщины, торгующей овощами, маленькое создание: худенькое и загорелое.

– Она каждый день вместе с малышом здесь торгует, – сказала женщина, у которой я покупала понравившиеся помидоры, заметив в моих глазах знак вопроса.

– Обычно только цыганок так встретишь, – вставила я.

– Да нет, она местная, из соседней станицы, – продолжила бойкая продавщица.

– Мужа, наверное, нет, – предположила я.

– Есть, он вон рядом стоит.

Действительно, за прилавком было двое, не считая крохотного помощника. Я подошла к молодой паре, сделав вид, что мне очень нужны овощи. Девушке было около тридцати. Симпатичная такая, приветливая. Одним словом, не алкашка какая-нибудь непутевая.

Оказалось, они с мужем овощеводством решили заняться. Работы на селе мало, без подсобного хозяйства не обойтись. А детишек кормить надо. Их у молодой пары уже трое. И все мал мала меньше. Старшие с бабушкой дома остаются, а малыша приходится брать с собой – бабушке со всеми не управиться.

– А муж один не может торговать? – спросила я.

– Овощи нужно привезти, а у него водительских прав нет, – ответила женщина. – Вот и ездим втроем.

Младенцу – всего пять месяцев. Два из них он уже «зарабатывает деньги», правда, не догадываясь об этом. Рядом с прилавком, между мешков и ящиков, расположилась коляска-переноска. На прилавке стоят бутылочки с молочной смесью. И это в нынешний летний зной! Вот такое «счастье» приготовило для маленького человечка наше общество, поставив эту крестьянскую семью перед проблемой выживания.

А может, я ошибаюсь, и ничего страшного в присутствии малыша на рабочем месте родителей нет? Только вот почему-то у сильных мира сего у их отпрысков и условия жизни другие, и нянек-мамок полно. А для простых смертных книги по воспитанию на примере индейцев выпускаются.