
Дата публикации:
31 авг 2017 г.
29 августа в Общественной палате России провели «круглый стол» по теме, близкой многим читателям «Нашего времени» – родителям и детям, спортсменам и тренерам, школьным педагогам. Впервые на таком уровне подняли речь о шахматном образовании в школах.
1359
Председатель Комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок назвала шахматы той национальной идеей, которая сможет объединить с ранних лет и будущих инженеров, и будущих медиков, и гуманитариев.
Чемпион мира по блицу и вице-чемпион по шахматной классике Сергей Карякин, энергично работающий в Комиссии ОП по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, отметил: «Физическое развитие очень важно – для этого есть уроки физкультуры, но важно ведь развивать и голову, логику, интуицию. Именно поэтому шахматы необходимы в школьной программе. Это все поможет в дальнейшем в жизни. Я знаю по себе, как сильно шахматы повлияли на мою жизнь. Они учат быть организованным, учат планировать, мыслить стратегически».
По словам гроссмейстера, введение в российских школах урока шахмат поможет ученикам развивать логику.
Чемпиону вторил глава Международной федерации шахмат Кирсан Илюмжинов. Он заявил, что положительно оценивает перспективу внедрения шахматного образования, и ФИДЕ готова помочь с внедрением в российских школах обязательных уроков шахмат. По словам господина Илюмжинова, шахматы школе «очень нужны» – не для того, чтобы выращивать чемпионов мира, а чтобы «взрастить разносторонне образованную личность». Накануне преподавание шахмат в школе стало главной темой встречи президента ФИДЕ с министром образования и науки России Ольгой Васильевой.
В Общественной палате предложили ввести шахматную олимпиаду, уроки шахмат в школах и шахматные кружки по всей России. Рабочую группу ОП по развитию шахматного образования и социализации поручили возглавить Сергею Карякину.
Словом, «процесс пошел». В донских школах он, напомним, начался много раньше других. Как пилотный проект. Знаю об этом не понаслышке, как представитель «Нашего времени» в президиуме шахматной федерации Ростовской области. На каждом его заседании президент ШФРО Сергей Нестеров «требует адреса». Сообщайте, говорит, в каких школах шахматы – бутафория и профанация, как факультатив их ввели только на бумаге, для галочки в отчетах. Обещает тут же эту информацию передавать первому заместителю донского губернатора Игорю Гуськову – в шахматной федерации тот возглавляет наблюдательный совет. На недавнем съезде донских шахматистов в «Дон-Плазе» (он прошел раньше, чем московский «круглый стол») разговаривали еще жестче. Тональность задал новый президент Ростовской городской шахматной федерации Сергей Ли. Собираемся, сказал, провести проверку во всех школах областного центра. Надо четко знать, где шахматы существуют только на бумаге. Если выяснится, что это так, – надо, сказал Ли, прекратить порочную практику. Бездушные люди, «лакировщики» подрывают саму идею шахматного всеобуча, дискредитируют шахматы у ребят.
Конечно, в спортивных структурах обычно делают упор на результат, выраженный в кубках, вымпелах, призах. Но школьные шахматы, если они не профанация, – другая история: там, где дети без принудиловки массово и увлеченно играют в шахматы, результаты учебы на порядок выше. В армянских школах, где многие дети зациклены на шахматах, уже давно именно так. А начиналось с того, что в 2012 году шахматы стали обязательным предметом во втором, третьем и четвертом классах. От обязательности – к креативности: с применением компьютерных технологий для многих шахматы превратились в любимый урок, самые запутанные задачки на черно-белых полях щелкаются как орешки. Илюмжинов ставит эту практику в пример. Хотелось, чтобы не хуже было и у нас – ставки высоки...
Чемпион мира по блицу и вице-чемпион по шахматной классике Сергей Карякин, энергично работающий в Комиссии ОП по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, отметил: «Физическое развитие очень важно – для этого есть уроки физкультуры, но важно ведь развивать и голову, логику, интуицию. Именно поэтому шахматы необходимы в школьной программе. Это все поможет в дальнейшем в жизни. Я знаю по себе, как сильно шахматы повлияли на мою жизнь. Они учат быть организованным, учат планировать, мыслить стратегически».
По словам гроссмейстера, введение в российских школах урока шахмат поможет ученикам развивать логику.
Чемпиону вторил глава Международной федерации шахмат Кирсан Илюмжинов. Он заявил, что положительно оценивает перспективу внедрения шахматного образования, и ФИДЕ готова помочь с внедрением в российских школах обязательных уроков шахмат. По словам господина Илюмжинова, шахматы школе «очень нужны» – не для того, чтобы выращивать чемпионов мира, а чтобы «взрастить разносторонне образованную личность». Накануне преподавание шахмат в школе стало главной темой встречи президента ФИДЕ с министром образования и науки России Ольгой Васильевой.
В Общественной палате предложили ввести шахматную олимпиаду, уроки шахмат в школах и шахматные кружки по всей России. Рабочую группу ОП по развитию шахматного образования и социализации поручили возглавить Сергею Карякину.
Словом, «процесс пошел». В донских школах он, напомним, начался много раньше других. Как пилотный проект. Знаю об этом не понаслышке, как представитель «Нашего времени» в президиуме шахматной федерации Ростовской области. На каждом его заседании президент ШФРО Сергей Нестеров «требует адреса». Сообщайте, говорит, в каких школах шахматы – бутафория и профанация, как факультатив их ввели только на бумаге, для галочки в отчетах. Обещает тут же эту информацию передавать первому заместителю донского губернатора Игорю Гуськову – в шахматной федерации тот возглавляет наблюдательный совет. На недавнем съезде донских шахматистов в «Дон-Плазе» (он прошел раньше, чем московский «круглый стол») разговаривали еще жестче. Тональность задал новый президент Ростовской городской шахматной федерации Сергей Ли. Собираемся, сказал, провести проверку во всех школах областного центра. Надо четко знать, где шахматы существуют только на бумаге. Если выяснится, что это так, – надо, сказал Ли, прекратить порочную практику. Бездушные люди, «лакировщики» подрывают саму идею шахматного всеобуча, дискредитируют шахматы у ребят.
Конечно, в спортивных структурах обычно делают упор на результат, выраженный в кубках, вымпелах, призах. Но школьные шахматы, если они не профанация, – другая история: там, где дети без принудиловки массово и увлеченно играют в шахматы, результаты учебы на порядок выше. В армянских школах, где многие дети зациклены на шахматах, уже давно именно так. А начиналось с того, что в 2012 году шахматы стали обязательным предметом во втором, третьем и четвертом классах. От обязательности – к креативности: с применением компьютерных технологий для многих шахматы превратились в любимый урок, самые запутанные задачки на черно-белых полях щелкаются как орешки. Илюмжинов ставит эту практику в пример. Хотелось, чтобы не хуже было и у нас – ставки высоки...

