
«Дело Кирилла Серебренникова»: трагедия или фарс?
Безобразие ценою в 200 миллионов
В последние дни СМИ стали активно использовать некультурное словечко «Говнярка» - название трущобного района в центре Ростова, где вспыхнул пожар, сравнимый с последним днем Помпеи. Но у нас речь сегодня - о другой «говнярке», тоже косвенно связанной с донской столицей. Я имею в виду арест в Москве Кирилла Серебренникова и возбужденное против него уголовное дело по части четвертой статьи 159 УК России (мошенничество в особо крупном размере). 47-летний Кирилл Семенович - ростовчанин, наш земляк, режиссер театра и кино, чье творчество отмечено многими наградами. После переезда в Москву с конца 1990-х и до последнего времени он был обласкан властями и получал от них широкую поддержку, несмотря на его нетрадиционно-авангардное творчество, суть которого он определяет так: «Я стремился зафиксировать вещи, которые могут показаться некрасивыми, уродливыми... Я стремился к неореализму, но в эстетике безобразного». Кредо Серебренникова - «эпатаж», «шок» и «необходимость узаконенного радикализма».
Что же, эстетика безобразного имеет право на существование. Как и эстетика прекрасного. Кому-то нравится «Техасская резня бензопилой», кому-то - «Служебный роман». Хотя вряд ли именно об «узаконенном радикализме» вел речь Серебренников на встрече в марте 2011 года с Владимиром Путиным. В июле того же года режиссер зарегистрировал некоммерческую организацию «Седьмая студия» по своему домашнему адресу на Пречистенке. За неделю до регистрации студии Министерство культуры РФ объявило конкурс на 10 млн рублей для осуществления культурного проекта «Платформа» для продвижения театрально-музыкальной культуры в массы. Победу в конкурсе одержала именно новоявленная «Седьмая студия». А 28 декабря Путин издал постановление о выделении организации 70 млн рублей из бюджета страны.
«Гоголь-центр» - результат рейдерского захвата Театра имени Гоголя. До захвата он не был ни борделем, ни местом для тусовок извращенцев.
(Роман Носиков, журналист)
В августе 2012 года Серебренников без объявления конкурса был назначен департаментом культуры Москвы новым худруком Московского драмтеатра имени Гоголя, который вскоре превращается в скандально известный «Гоголь-центр» - площадку для авангардистских спектаклей, кинопоказов, концертов, открытых дискуссий.
Но уже в 2015 году по обращению фонда «Искусство без границ» прокуратура возбудила первое уголовное дело об использовании в театральных постановках нецензурной брани, пропаганды аморального поведения и порнографии. А в мае нынешнего года у «Седьмой студии» возникли проблемы с предоставлением бухгалтерской документации, подтверждающей факт выполнения части госзаказа. По данным Следственного комитета РФ, руководители студии с 2011 по 2014 год похитили около 200 млн рублей, выделенных государством на развитие и популяризацию искусства. Вот тут и завертелось...
За фразочку, за попочку или за кражечку?
Сначала Серебренников проходил свидетелем по делу бывшего бухгалтера «Седьмой студии» и давал обвинительные показания на своих сотрудников. Но вскоре бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева призналась, что Серебренников лично приказывал ей фальсифицировать финансовую отчетность. Из свидетеля режиссер превратился в обвиняемого (хищение более 68 млн рублей) и был отправлен под домашний арест.
Губернатор в клетке — нормально, министр в клетке — нормально, а режиссер в клетке — ненормально. Нужна клетка из лавровых венков?
(Никита Михалков, кинорежиссер)
В кругах творческой богемы началась истерия: «жестокая расправа над оппозиционным режиссером»! По степени накала голоса заступников отличаются. Режиссер Глеб Черепанов видит в «наезде» на коллегу сведение личных счетов: «Попытка чьей-то личной мести Кириллу Серебренникову. Какую-нибудь неосторожную фразочку, например, об уровне компетентности некоторых чиновников могут запомнить»…
Писатель Борис Акунин берет выше: «Режиссера Мейерхольда арестовало не НКВД, а Сталин. Режиссера Серебренникова арестовал не Следственный Комитет, его арестовал Путин».
Вот, значит, как... Конечно, Серебренников позволял себе легкую «фронду». Поддержал грузин в войне 2008 года. Заступался за юродивых «Пусси Райот». Заявил, что наша страна «ведет себя как нищий гопник, который от горя сошел с ума». Но умел вовремя сделать и книксен в сторону властей. Даже Путина защищал: «При всей ура-патриотической фразеологии ему удается вести вполне либеральную политику».
Да у нас есть куда более жесткая оппозиция! Михаил Ефремов и Дмитрий Быков, тот же Акунин, «Эхо Москвы» с Алексеем Венедиктовым, «Новая газета», «Дождь»... Но на них власть почему-то не возбуждается.
Всех защитников переплюнул режиссер Иван Вырыпаев с открытым письмом к собратьям, которые «продолжают снимать свои фильмы, ставить спектакли и получать дотации от Министерства культуры». Истеричный иркутянин взывает: «Мы, деятели культуры, интеллигенция, прогрессивные люди России» должны «перестать поддерживать эту власть, не нужно получать все эти государственные награды и публично при камерах пожимать руку Владимиру Путину».
Деточка, да кто же тебе вбил в голову, что ты - «интеллигент»?! Что за болезненный нарциссизм? Приличный человек никогда не станет на весь свет орать о своей «интеллигентности» и «прогрессивности»! Разве что в комедии Сухово-Кобылина Тарелкин всегда бежал впереди прогресса.
Западные СМИ, говоря о травле Серебренникова, часто напирают на другое. «Его художественные предпочтения выводили из себя фанатиков, представлявшихся поборниками православной нравственности (актеры «Гоголь-центра» регулярно обходились без одежды)», - с гордостью за «творца» пишет во французской Liberation Этьенн Буш. А говоря о балете Серебренникова «Нуреев», и вовсе «срывает все покровы»: «Открытый гомосексуалист воздает должное гению танца, тоже гею, это явно выходит за пределы благопристойности». В том же духе высказывается и Марк Беннеттс из The Times: Серебренникова хотят посадить за то, что он «выступал в поддержку преследуемого российского гей-сообщества»! Заметьте: не я сказал... Да разве дело в реальной или мнимой сексуальной ориентации Кирилла Семеновича? Просто почему-то именно этим широко манипулируют его западные защитники. У кого что болит...
Аристократия «помоек»
Казалось бы, чего шуметь и биться о стену? Расследуется уголовное дело о мошенничестве. Какая разница, режиссер под следствием или сантехник?
На том же Западе не бесновались, когда звездного режиссера Романа Полански обвинили в изнасиловании несовершеннолетней. Итальянка Орнелла Мутти получила 8 месяцев тюрьмы лишь за то, что предъявила поддельную медицинскую справку, оправдывая свой прогул в театре. Бегуна-паралимпийца из ЮАР Оскара Пиcториуса (шестикратный чемпион Паралимпийских игр!) осудили на шесть лет за убийство подруги Ревы Стенкамп, и ни одна лялечка не вопила: «Инвалида обижают!».
А у нас в стране что, режиссеры неподсудны? Гению разрешено воровать? Напомните, в какой статье УК РФ это прописано.
Между тем на защиту Серебренникова встали Павел Лунгин, Александр Калягин, Федор Бондарчук, Константин Райкин, Сергей Юрский, Игорь Косталевский, Владислав Ветров, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Юрий Норштейн, Филипп Киркоров...
Довод один: мы Кириллу верим! Как выразился творец «Матильды» Алексей Учитель: «Я убежден, что никакого присвоения, а уж тем более со стороны Кирилла, быть не может». Вера эта достойна уважения. Но, может, выслушать и доводы противной стороны? А они таки есть.
Вот что пишет журналист Александр Ашуров: «В кипучей деятельности Серебренникова сложно понять, кто он — человек искусства или обычный делец индустрии зрелищ». Как сообщили силовики изданию «Лайф», «Седьмая студия» отмывала деньги через 160 фирм-однодневок: «Причем 80 фирм вообще не существовали в реальности. Еще 20 фирм не могли выполнить работы по договорам, потому что у них нет основных средств, счетов в банках и штата сотрудников». Такие фирмы называют «помойками». Судя по документам, «Седьмая студия» закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь, но ничего этого получено не было. Кстати, тендеры на госуслуги часто выигрывали фирмы, соучредителем которых был сам Серебренников.
На сценах театров появились имитации сношений с мебелью; имитации изнасилований; пачканья экскрементами; самоубийства всех видов...
(Рабочая группа депутатов «Защитим культурное пространство»)
Однако дело не только в банальном мошенничестве. Вот актер Артур Смолянинов («Девятая рота») в праведном гневе вопит в защиту режиссера: «Дайте людям творить, прославлять свою страну и заниматься настоящим искусством!»
А кто против? Вопрос в другом: как прославляет страну Серебренников. В «Человеке-подушке» детей подстрекают к самоубийству и насилуют, в «Пластилине» мальчика насилуют мать и двое мужчин, в «Полароидных снимках» на сцене совокупляется живой мужик с мертвецом. В «Голой пионерке» девочка попадает на фронт, ее насилуют советские солдаты и делают «окопной» проституткой... Не хочу продолжать, но это лишь ничтожная часть примеров. А Серебренников - малая часть ракового айсберга. Как утверждается в аналитическом материале рабочей группы при Мосдуме «Защитим культурное пространство»:
«Создается впечатление, что сейчас под видом современного искусства в Москве проталкиваются интересы людей с педофильскими наклонностями, имеющих отношение к богеме... Это (педофилию) называют теперь просто подростковой сексуальностью и сделали дискуссионной темой… был спектакль, где святой лик испачкали экскрементами, ну и, разумеется, невероятная матерщина... и все это на государственные деньги».
По данным рабочей группы, в одной Москве таких театров около 20.
На сладкое не могу удержаться от цитаты из статьи Романа Носикова, посвященной «делу Серебренникова»:
«Он восхитительно бесстыдно не только воровал, но и одновременно топтал русскую культуру... Он стал героем наглой, жадной, подлой, чванливой, свалявшейся друг с другом тусовки, самоназвавшейся «творческой интеллигенцией». Вся история «Гоголь-центра» — это история уничтожения культуры, деградации творческой элиты, кооптации в нее отбросов и дегенератов... Эта интеллигенция протухла. Нам нужна новая».
Так с кем же вы, мастера культуры?

