
Недавно побывала на всероссийском уроке ОБЖ. Проводился он не в школе, а в парке, поэтому участников мероприятия было много – и школьников, и спасателей. Понравился мне урок. Но особенно полезным он, мне кажется, был для ребят в плане выбора профессии. Здесь познакомились близко с техникой, снаряжением. Пожарные и врачи показывали, как они поступают в тех или иных ситуациях, рассказывали о себе. И я видела реакцию ребят. Одни загорались. «Круто!» – говорили. Другие съеживались только при прикосновении к манекену, которому предлагалось делать искусственное дыхание. И куда такому в медицину?
Узнали ребята и о том, что пожарным, конечно, страшно бывает, но они умеют собраться и выполнить свои обязанности «на отлично». Иногда даже тяжелее, чем на пожаре, становится уже потом, дома, когда волей или неволей начинаешь вспоминать людей, потерявших в огне жилье, а порой – близких. Примерно о той же реакции рассказывали врачи. Девочка, стоявшая недалеко от меня, сказала подруге, что для нее это была бы непосильная психологическая нагрузка. «Я и так плохо сплю», – пояснила она.
Не такое уж глубокое, но наглядное знакомство позволило некоторым ребятам четко определить для себя: их ли это стезя или нет. Вот если бы и с другими профессиями можно было бы так же познакомить, да всех школьников, в классах этак 8-м и 10-м, чтоб время на размышление осталось! Но на деле этого нет. Выпускники часто подают документы для поступления чуть ли не куда попало. А ведь выбор профессии, на мой взгляд, как и выбор спутника жизни, решающие в нашей жизни. Конечно, где-то проводятся встречи школьников с представителями каких-нибудь учебных заведений, но ведь они хороши, если только выбор самой профессии уже сделан. В учебных заведениях есть дни открытых дверей. Но кто-то на них попадает, а кто-то – нет. Да и опять-таки, это для уже определившихся с направлением. Скажете, забота родителей – помочь ребенку с выбором? Конечно, нет более ответственных перед подрастающим поколением людей, чем их мамы и папы. Но вот разговаривала недавно с одной сельской учительницей и в очередной раз подумала, что неплохо бы государству помнить обо всех своих гражданах, тем более детях – молодом, сильном, потенциальном поколении. Окажись оно на своем месте, сторицей отдаст государству все в него вложенное.
Учительница, классный руководитель, рассказывала, что родители в ее классе не готовы сдать 100 рублей на полгода на салфетки и полотенца для детей. На родительское собрание в начале года не все пришли. Позвонила она одной одинокой маме. «Вы, наверное, не поверите, – ответила та, – но мне обуть нечего». Учительница поверила – не первый раз с подобным сталкивается, но спросила, почему та хотя бы не предупредила, что не придет. «А вы думаете, что если нечего обуть, у меня есть деньги на телефон?»
И такие семьи – не единичны. И родители в них – не пропойцы, по крайней мере, далеко не всегда. И дети у таких мам и пап заслуживают не меньше, чем у тех, кто ходит в школу в первоклассных туфлях. Бывают такие ребята очень толковыми и способными, но нет у их родителей возможности потратить лишнюю копейку не то что на детское развитие, на еду, на лекарства.
Но скажу, что и семьи с большими материальными возможностями должны еще умудриться, чтобы создать более или менее широкую палитру представлений о профессиях у своего ребенка (я имею в виду представлений более или менее достоверных, а не кажущихся). Так почему бы не взять на себя эту заботу государству? Мне кажется, люди, сделавшие в свое время правильный выбор и оказавшиеся на своих местах, со временем принесли бы нашей стране много пользы.

