
На фоне приближающегося мундиаля усилились евроазиатские контрасты Ростова.
Коренные ростовчане, которые по стечению обстоятельств и волей судьбы долго живут в иных местах, приезжая в родной город, эмоций не скрывают и ахают то и дело от увиденного. Ростов действительно меняется стремительно. И свежим взглядом контрасты особенно видны.
Конечно, самая зримая примета наших дней – дорожно-строительный бум не только в центре, но и по ростовским окраинам. Донская столица прирастает новыми территориями едва ли не по всему своему периметру. Процесс заметный, что называется, невооруженным глазом. И хоть новые крупные территории под ростовским брендом окажутся не скоро – тенденция очевидна.
Как-то само собой на этом фоне попритихли споры насчет географической границы у Ростова между Европой и Азией. Голоса «в пользу Европы» уже еле слышны. Туроператоры, чиновники, барды... многие (кто – для красного словца, кто – для имиджа ) используют образ донской и южнороссийской столицы как двухконтинентального города.
Такой географией может похвастаться из мегаполисов разве что Стамбул. Впрочем, близость двух континентов, соседство кипучих и разных ментальностей, многоликость в нарядах и языках на улицах, в общественном транспорте, вокзалах, стройках отличали южный город всегда. Достаточно вспомнить, что девять десятков лет назад в тот год, когда нахичеванцы по утру проснулись вдруг ростовцами, самым активным консульством в донской столице было персидское – шахских подданных после крушения Российской империи здесь осталось предостаточно. Персы были тогда, на современном языке, – в тренде.
Юго-восточный «крен» в донской столице и сейчас есть. «Мундиаль-2018», еще не начавшись, его усилил – он дал работу многим выходцам из Средней Азии и Закавказья. Причем не только на самих стройках, в системе ЖКХ, но и за баранкой маршруток, на многочисленных рынках по окраинам, а также в «старом» городе и новых микрорайонах. Восточные названия на новых точках общепита сейчас плодятся быстрей грибов после дождя. Европа наиболее зримо пока «ответила» обновленными на двух языках – английском и русском – указателями с названиями отелей, площадей, проспектов, улиц, парков и скверов.
Будет ли Ростов таким же трендовым городом после мундиаля – покажет время. Вот жаль только, что с юга и востока к нам прибывают ныне не только мастера – золотые руки. И не только обновленные объекты они оставят после себя. Тот же пресловутый насвай – сосательный табак, о вреде которого давно говорят медики и правоохранители, ростовские таможенники до сих пор находят у пассажиров едва ли каждого авиарейса из Узбекистана. Всего с начала года в ростовском аэропорту выявлено порядка 170 фактов незаконного ввоза насвая. Заведено более трехсот административных дел.
Словом, в городе двух континентов этнический баланс, если без розовых очков смотреть на ситуацию, меняется. У тех, кто приехал с завышенными ожиданиями – бывают и будут наверняка еще разочарования. Но если правде смотреть в глаза, стать до конца своим здесь не всегда получается даже тем, кто приехал много раньше. Иногда – из-за особенностей менталитета, иногда – из-за нового ритма жизни, в который так и не удалось вписаться.
Лучше «вписываться» в него с мастерком, чем с насваем!..

