
На прошлой неделе в Краснодаре официально открыли новый парк возле стадиона футбольного клуба «Краснодар». Построил парк на собственные средства известный в регионе бизнесмен Сергей Галицкий.
На площади в 22,4 гектара практически в центре города высадили более двух тысяч деревьев. Здесь есть террасированный сад, открытый амфитеатр со сценой и экраном в 40 квадратных метров, музыкальный и водный лабиринты, смотровая площадка, пруд с водопадом, который зимой, по замыслу архитекторов, будет превращаться в каток. А еще множество детских городков и площадок с качелями, каруселями, горками и песочницами, веревочный парк, скалодром, скейт-парк площадью более 1000 квадратных метров, площадка для стритбола. Ну и, само собой, клумбы, аллеи, лавочки, светильники… В общем, красота и фантастика. Фотографии с места очень впечатляют. Парк, кстати, удобен и для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Хочется съездить к соседям и посмотреть на все это своими глазами. И ехать надо побыстрее, пока еще все целое, новое и красивое. В том, что оно долго таким останется, лично я сомневаюсь. Ну не умеют у нас люди беречь общественное имущество.
Нагадить, разрисовать, отломать, свинтить, разбить – эт можно, эт запросто.
Вон в Благовещенске в начале сентября открыли детский городок и почти сразу закрыли на ремонт. Люди поломали и сперли почти все, что там было. Даже скульптуру оленя лишили одного из рогов.
А открытый с помпой и звоном в Москве парк Зарядье? Спустя три дня работы там уже подсчитывали потери: посетители разбили один из стеклянных треугольников, из которых состоит крыша филармонии, бросив в него камень, повредили окно павильона «Медиацентр». Возле павильона «Заповедное посольство» недосчитались нескольких напольных фонарей. В районе северного ландшафта уничтожили около 30 % зеленого покрова. Уничтожено почти 10 тысяч растений. Некоторые вырваны с корнем, видимо, решили прихватить с собой на память.
Впрочем, ростовчане ничем не отличаются. Парк Строителей на пр. Буденновском. Тоже недавно отремонтированный. Дорожки вымостили плиткой, установили детскую площадку, уличные тренажеры, лавочки, урны, сделали освещение. Половина фонарей уже не горят, урны испарились, у тренажеров открутили то, что можно открутить. Сильнее всего пострадали скамейки. Красивые, деревянные, на кованых металлических ножках и с коваными же декоративными элементами на спинках. Их выпилили или вырвали, уж не знаю. Видимо, чтоб сдать на металлолом. Теперь дырки в спинках скамеек на месте бывших декоративных элементов кое-где стыдливо прикрыты фанеркой, в других местах так и продолжают зиять беззубым провалом.
Переулки Соборный и Семашко. Пресловутые пешеходные зоны. Красиво. Правда, красиво. Но опять же... лавочки разрисованы, где-то уже не хватает досок. Урны поутаскивали в неизвестном направлении. Оставшиеся с нагрузкой не справляются – стоят переполненные. Фонари покосились, хотя это скорее уже претензии к строителям и качеству выполненных работ. Хотя уверена, без некоторой помощи не обошлось – нашлась пара бабуинов, которые решили использовать фонари в качестве пальм или спортснарядов, чтоб попинать ногами.
И ведь с ремонта прошел-то всего год, а то и меньше…
Но самое печальное в том, что эти преобразившиеся переулочки, красивые пешеходные зоны, созданные для отдыха ростовчан, стали самыми натуральными ночлежками чуть ли не для всех маргиналов города. Здесь и стол, и дом, и туалет. Идешь утром – спят прямо на лавочках. В обед – у них уже застолье, не отходя от кассы. Вечером банкет продолжается. Так было все лето. Знаю, что многие жаловались по этому поводу в администрацию города. Результатов как-то не видно. Может, хоть холода их разгонят…
Мы можем брюзжать, нудеть, вопить и требовать, чтобы власти думали о людях, создавали комфортные условия для жизни, благоустраивали городское пространство, в это время кивая головой в сторону Европы. Вот, мол, где все для людей. И чисто, и красиво, и удобно, и архитектура, и благоустройство. А у нас…
А у нас все должно быть суперантивандально: за высоченным забором да с толстенной решеткой. Чтоб люди, для которых все это и делалось, ручонками своими не добрались. Если, конечно, хотим, чтоб сделанное хоть ненадолго сохранилось.

