Выступления против фильма Алексея Учителя могут вызвать эффект «православного домино»

Император в роли Шарикова

Поздравляю, наконец-то дождались! «Кошшунственный» фильм Алексея Учителя «Матильда» вышел на широкие экраны страны. Несмотря на дикую истерию «защитников святого императора», среди которых, как мне кажется, преобладают фанатики и невежды. Прошу не считать это оскорблением. Невежество - всего лишь незнание. Как там у Пушкина: «Он сердцем милый был невежда....». Правда, многих противников «Матильды», которые опустились до угроз, поджогов и погромов, милыми вряд ли назов ешь. Но это уже - обычная дурость. Потому что верующий должен знать элементарные вещи, прежде чем нестись на защиту «святого государя».

История вокруг «Матильды» является хорошо спланированной провокацией. И славно, что она провалилась. А ведь сначала, после того как картина получила прокатное удостоверение, по стране пошли «протестные митинги» и «стояния», прокатились пакостные беспорядки в духе кота Бегемота и «бывшего регента» Коровьева. Даже в столице многие киносети отказались демонстрировать «Матильду». То же случилось и в Ростове. Но это продолжалось недолго.

-Почему мы не должны ее показывать? – прокомментировала ситуацию для «КП-на-Дону» PR-менеджер киносети «Чарли» Анастасия Луценко. – Кинотеатры сами решают, какой фильм ставить.

«Киномакс-Дон» будет показывать фильм Учителя с 6 октября по 8 ноября. А если «покатит» - еще недельки две. В киноцентре «Большой» отметили, что при рейтинге ожидаемости сборов в 83 % глупо отказываться от ее демонстрации.

Но наша тема - вовсе не о «Матильде», а о святости. Потому нас и интересует прежде всего «виновник торжества» Николай II, из-за которого разгорелся весь сыр-бор. Противники «Матильды» усматривают в истории любви императора и балерины «глумление над святым Православной Церкви». Но так ли это? 

В конце 1990-х синодальная комиссия по канонизации святых, которую возглавил митрополит Ювеналий, девятнадцать заседаний посвятила изучению жизни царской семьи и ее расстрелу в подвале дома Ипатьева с 16 на 17 июля 1918 года. Архиерейский собор Русской православной церкви внес решение от 14 августа 2000 года: прославить всю царскую семью как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников российских. При этом комиссия особо отметила, что в жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила свое внимание на нем. Другими словами, жизнь Николая II до заключения в Екатеринославле и мученической смерти ни в коем случае не является святой! Сегодня Николай, его жена и пятеро детей почитаются лишь как царственные страстотерпцы. Само по себе это немало, но не надо ставить Николая II в один ряд с Сергием Радонежским…

Многие священники и истинно православные люди резко негативно отнеслись к канонизации имератора. Их возмущали и возмущают личностные качества самодержца, которые не вяжутся с образом святого. Канадский православный историк Дмитрий Поспеловский приводит свидетельство знавших царя офицеров о его «удивительно безучастном» отношении к массовым человеческим жертвам во время первой мировой войны. Из дневников Николая следует, что убийство им очередной кошки его интересовало куда больше, чем рассказ приближенного, который вернулся с русско-японской войны. 

Убийство кошек вообще было для государя российского одной из любимейших забав. Царские дневники пестрят записями:

«1897 год

31 марта. Понедельник. 

Гулял один и убил ворону (38-ю) и кошку».

«1905 год:

Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку».

Да что там невинные прогулки! Их величество изволили за одну только охоту 1902 года укокошить... 1322 кошки! Возможно, лупил по бедным барсикам и муркам не он один, но и его сподвижники. А император, набив себе порядочную горку трупиков, благосклонно наблюдал со стороны и милостиво улыбался…

Никого не напоминает?

«-До чего вредное животное.

- Это кого вы имеете в виду, позвольте вас спросить?

- Кота я имею в виду. Такая сволочь».

«- Позвольте вас спросить: почему от вас так отвратительно пахнет?

- Ну что ж, пахнет. Известно, по специальности. Вчера котов душили-душили, душили-душили, душили-душили...»

Без обид, но ведь так и подмывает сравнить последнего русского самодержца с начальником подотдела очистки коммунхоза города Москвы от бродячих животных. Одно останавливает: ровно таким же образом Николай II во время упомянутой выше охоты застрелил и... 899 бродячих собак! И кто удивится после этого тому, как относился нынешний «святой» к своим «назойливым» подданным?

Лично у меня все это вызывает чувство омерзения. Однако я не требую признать последнего русского императора садистом и маньяком. Хотите считать его святым? Считайте. В темном уголке перед иконкой. А те, кто выйдет в его «защиту» с битами и «коктейлями Молотова» - пожалте на лесоповал. Годков на десять. Лесов у нас в стране пока не меряно.


Хоть святых выноси…

Православная церковь Московского патриархата, канонизируя Николая II, руководствовалась благими намерениями. Как было сказано по итогам работы комиссии Ювеналия, канонизация не должна дать поводов и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях. Ее задача - способствовать объединению народа Божия в вере и благочестии. Но, как мы знаем, благими намерениями вымощена дорога в ад. Плод подобного «объединения народа» мы сейчас и пожинаем. 

Выступления против фильма Алексея Учителя могут вызвать эффект «православного домино»Почему как раз вопросы веры провоцируют раскол в обществе, доходящий до уличных беспорядков? Ответ один: слишком далеко распростерла церковь руки свои в дела человеческие. Мы все более забываем, что она отделена от государства и не имеет право насильно навязывать обществу свое мировоззрение, порядки, традиции, запреты. 

К чести церковнослужителей, многие из них это хорошо понимают. Например, в истории с той же «Матильдой» пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский заметил, что она «никак не связана ни с духовной жизнью, ни с догматическими вопросами. Ну и что, что Николай II и его семья причислены к лику святых. Множество византийских императоров и императриц причислены. Но там же были разные эпизоды».

Но вот беда: «православные экстремисты» оказали церкви медвежью услугу. Вопрос теперь стоит шире: можно ли вообще писать критически о жизни тех, кого церковь признала святыми? Ведь если копнуть жития русских святых, можно обнаружить много «скелетов в шкафу». Так, креститель Руси Владимир Святославович «прославился» не только тем, что изнасиловал княжну Рогнеду на глазах у ее родителей, а затем при ней убил ее отца и двух братьев. И даже не тем, что, помимо пяти «законных» жен, имел по 300 наложниц в Вышгороде и Белгороде да еще 200 - в селе Берестове. Но на его совести также гибель первых христианских мучеников на Руси - насаждение язычества. Владимир же, судя по раскопкам, разрушил и христианскую церковь. Правда, в недавнем фильме «Викинг», посвященном святому, все переврано. Но ведь никто же из православных не возмутился.

Еще одна сомнительная фигура - святой князь Александр Невский, войско которого якобы убило 400 тяжеловооруженных рыцарей. Между тем Тевтонский орден вместе с орденом меченосцев едва насчитывали 150 рыцарей. К тому же доспехи и вооружение этих рыцарей весили не больше амуниции русских конных ратников, так что под воду ушли бы и те, и эти. Смешно звучит и число участников сражения - 18 000 русских, 15 000 «латинян». В то время как все население Новгорода, включая младенцев, составляло... 14 000 человек, и город мог выставить не более 2000 бойцов.

Но я о другом. Именно Александр Невский, совершая «подвиг смирения», сбирал с русских княжеств дань в пользу татар. При этом жестоко расправлялся с теми, кто пытался этому противостоять. Так, «святой» жестоко расправился с теми новгородцами, которые хотели независимости: «овому носа урезаша, а иному очи выимаша»… Затем «начали окаянные ездить по улицам, переписывая дома христианские», - печально сообщает новгородский летописец. Можно, конечно, возразить: таким образом князь Александр пытался «замириться» с татарами, уберечь Русь от гибели, поскольку противостоять Орде она не могла. Правда, литовцы и будущие белорусы сумели отстоять свою независимость, сражаясь и против тевтонцев, и против татар. Но зачем же это вспоминать?

Да разве только в святых дело? В конце концов, фильм Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) сыграл свою роль в поднятии патриотизма советского народа перед Великой Отечественной войной. Хотя ни малейшего отношения к истории он не имел, к тому же историки разнесли его буквально в щепки. Академик Михаил Тихомиров, критикуя сценарий, издевательски указывал на дикие нелепости: тевтонцы входят грабить село, построившись «свиньей»; «Пятеро рыбаков тянут невод и поют... среди рыбаков сам Александр Невский... Жена «князя-лапотника» сама варит щи и ходит за водой...». Речь персонажей - «язык купцов Островского, сдобренный жаргоном Остапа Бендера...» Язык татар и немцев вообще словно взят из плохих анекдотов: «Орда наша езжай, работа много есть», «Зер гут лошадка. Карош, карош». 

И ничего. За первый сорт сошло. Чего же не возмущаетесь глумлением над святым, православные?!

Так что, об этих хоть можно-то правду сказать? Или что?

Не так давно некоторые церковники рекомендовали вымарать из школьной программы отдельные рассказы Чехова: мол, нехорошо господин о священнослужителях отзывается... А как насчет «Сказки о попе и работнике его Балде»? Да вообще надо бы отцензурировать всего Пушкина! Атеистических («афеистических», как он говаривал), прич ем цинично-атеистических стихов у него - выше крыши! Одна «Гавриилиада» чего стоит. Не читали? И не советую. Для истинного христианина это - плевок в лицо. 

А Маяковский, этот «безбашенный» богоборец? Откройте одну только «Мистерию-буфф» - ужаснетесь. 

В конце концов в благородном рвении стоит запретить... саму Библию! А то чему же вы подрастающее поколение научите? Праведный Лот не только осквернил себя грехом кровосмешения, но переспал сразу с тремя своими дочерьми. Царь Давид услал подальше военачальника Урию и совершил с его женой Вирсавией грех прелюбодеяния. Апостол Павел, будучи Савлом, мучил и уничтожал христиан... Лучше и не продолжать. Книга явно не для слабых духом. 

Так, может, будем руководствоваться словом Христовым: «Отдайте кесарю кесарево, а Богу - Божье?». И не надо путать мух с котлетами.