Надо ли учить ребенка труду, делать что-то своими руками? Или пусть это делают «специально обученные люди»...

Собрание в школе у дочери. Классный руководитель поднимает вопрос о том, кто будет убирать в классе: дети, родители, человек по найму. Впрочем, сначала учительница спросила у родителей, как они отнесутся к тому, что их дети подметут класс, полы помоют. Мамы (на собрание ходят большей частью они) в своих мнениях разделились пополам: одни вспомнили собственное школьное прошлое и даже выразили удивление, почему у них что-то спрашивают – само собой разумеется, что дети уберут за собой; другие стали возмущаться. Особенно меня поразила одна мама, которая спросила с вызовом: «А что, мой сын полы мыть будет?» 

Консенсуса не достигли. Поскольку же закон об образовании гласит, что привлечение обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается, было решено нанять уборщицу, для оплаты услуг которой скинулись по сто рублей.

Возмутились по поводу привлечения школьников к уборке большей частью мамы троечников и двоечников. Интересно, как, по мнению этих родителей, их дети будут зарабатывать, став взрослыми? Что сегодня они делают для того, чтобы в чем-то разбираться завтра? Наверное, потом эти девочки и мальчики пополнят ряды тех, кто получил диплом вуза, но найти работу соответственно статусу образования не может? 

Сегодня в банке данных службы занятости области вакансий вроде бы хватает, но примерно 70 % – профессии рабочие, а среди ищущих работу 70 % – выпускники вузов. Как сказал замгубернатора Игорь Гуськов, на предлагаемые места они не пойдут ни при каких условиях: «Проблема сложная и свидетельствует о неких глубинных социально-экономических процессах, на которые мы пока что не влияем...»

А как же на них повлиять при таких-то установках еще на уровне школы? В обществе к труду соответствующее отношение выработалось: взрослые женщины считают, что убрать за собой – зазорно. Причем зазорно тем, кто и в постижении наук особо ничего не достиг, хотя именно они и должны были бы особенно активно ручным трудом заниматься. Вот и получается, трудиться родители ребенка не научили, а высшее образование «дадут» – куда же сегодня без ВО? Сможет ли потом «дитятко», не имея диплома, штаны в теплом кабинете протирать? Скорей всего, нет. А пойдет ли работать туда, где мазут и холод, если даже полы никогда не мыл? Тоже нет.

Интересно, но в ростовских частных детских садах и частных школах я столкнулась с системой, когда дети сами моют за собой посуду, проводят влажную уборку в комнатах, убирают в живых уголках. И родители, люди большей частью состоятельные, это только приветствуют. Ребят приучают экономно использовать бумагу (не выбрасывать лист, поставив точку посередине), не класть ее вместе со всем мусором, чтоб потом ее можно было сдать в макулатуру. А вырученные денежки потратить на что-то для ребят приятное. Детей учат готовить, стирать, гвозди забивать – все это в той или иной степени должны уметь и девочки, и мальчики. В государственных же школах, увы, уроки труда иногда ограничиваются использованием иллюстрационного материала. И такой подход можно понять: запустить в класс с плотницким инструментом или швейным оборудованием детей, не имеющих представления об иголке и плоскогубцах, опасно. Случись что – крайний учитель. Кроме того, кто будет финансировать поставку материалов, обеспечит техническую базу? Государство этим не занимается. Откуда же появится стремление трудиться? Каким образом будут отработаны элементарные навыки, необходимые для мытья полов и работы рубанком? Как будет развиваться страна, где все больше граждан не умеют ничего? Что будет с нашими семьями? 

Я вспомнила разговор с одной своей знакомой, ныне пенсионеркой. Она рассказывала, как стыдно было ей, с образованием, имея опыт работы, однажды занять должность лифтерши. Я удивилась: «Вы же не крали – вы работали! Что тут стыдного?» Женщина соглашалась, но со своим мировоззрением поделать ничего не могла.

Только как ей ни нравилось, а при необходимости она взялась за веник и швабру и в работе лифтового механизма разобраться сумела. Нынешние выпускники школ, судя по всему, подобный «подвиг» повторить смогут едва ли.