Если судить по рекламе игрушек на TV, то наших детей воспитывают не родители, а чужие дяди и тети с огромными деньгами 

Включила детский телеканал, а там – целые блоки рекламных роликов про игрушки. 

Обратила внимание, что все они сопровождаются динамичной музыкой, цветовыми и зрительными эффектами и представляют игрушку так, будто ребенок ею уже обладает. «Наряди куклу!», «Разгони машинку по трассе!», «Создай себе украшение!»

Так как дети воспринимают рекламу как некую видеосказку, они вдохновляются настолько, что очень настойчиво начинают просить родителей: «Купи!». 

Доподлинно неизвестно, используются ли при создании видеопродукции для детей приемы нейролингвистического программирования (НЛП) – быстроразвивающегося направления в практической психологии, но происходящее наталкивает на подозрение, что без вмешательства «извне» вряд ли обошлось. Конечно, сразу вспоминается и тот самый широко обсуждаемый 25-й кадр.

Причем волна ведь накрывает не только детей. Уже на следующий день после выхода рекламы или мультика начинается паломничество родителей, а также бабушек и дедушек по торговым точкам. Все ищут одно и то же. Причем многие из них при этом даже точно не могут произнести название игрушки, более того – сформулировать, в чем ее смысл. «Ребенок увидел в рекламе нечто этакое и попросил купить! – с трудом пытается обьяснить в магазине покупатель. – Вроде какой-то шарик, в нем какая-то кукла!» 

Несколько лет назад были популярны другие игрушки шаровидной формы – монстры-бакуганы, которые от удара о намагниченную карточку раскрывались. Как их только не называли! Чаще всего – «папуганами». Популярность их длилась достаточно долго, хотя суть этой шаровидной игрушки и ее миссию никто из взрослых так и не понял. А может, и не попытался? Вдруг игрушка несет вред и учит не доброму, светлому, вечному?.. 

Помните недавний пик популярности кукол-монстров с синими, зелеными, белыми лицами. На ура покупали не только самих кукол, но и спрашивали аксессуары к ним. «А у вас есть гробик для такой куклы? Это ее так называемая кроватка!» – с ума сойти!

Год назад все подсели на конструкторы-липучки «Банчемсы». После рекламы в Интернете за ними тоже устраивалась охота. Но о них сразу забыли, как только прекратилась активная рекламная кампания. Хотя, казалось бы, если конструктор действительно так уж хорош – почему не продолжать в него играть?..

Летом опять-таки из рекламы все узнали о спинерах. Их спрашивали у продавцов с утра до вечера. При этом каждый второй из покупателей интересовался: «А в чем смысл этого спинера? Для чего он нужен?». Странно, не так ли – сначала искать игрушку, а найдя, спрашивать: «Что это такое?». Вообще, эта всеобщая страсть к спинерам выглядела с той стороны прилавка даже как-то жутковато. 

– Представьте большое количество людей, которые готовы платить деньги непонятно за что, – говорит один из продавцов. – Сейчас вот новая фишка – так называемые мягкие треки. Мы завозили нечто очень похожее еще лет семь назад, но ажиотажа никакого не было. А тут стоило пройти рекламе – все решили, что это какое-то ноу-хау. Ни больше ни меньше!

Наблюдая за таким активным влиянием рекламы на сознание, прихожу к мысли, что это ненормально. Не зря ведь в Норвегии и Швеции запрещена реклама для детей младше 12 лет. Более того, ее нельзя передавать в течение и после детских передач. В Греции не допускается реклама игрушек с 7 утра до 22 вечера. В этих странах прислушиваются к мнению психологов о том, что маленькие дети не в состоянии оценить потребительские свойства товара, поэтому просто реагируют на картинку, а потом начинают еще и вестись на бренд. Это влияет на юных граждан страны, то есть ее будущее, не очень хорошо. 

У нас в этом плане – вольница, за которой стоят огромные финансовые потоки. Именно те, кто ими обладает, и формируют вкусы и сознание детей при полном попустительстве со стороны государства.

Причем рекламируются игрушки исключительно нероссийского производства. Вы видели рекламу чудесных кукол кировской фабрики «Весна»? Настольных спортивных игр «Баскетбол», «Хоккей», «Футбол», «Зообильярд» омского предприятия? Классных стратегических игр «Морской бой», «Танковый бой» нашего ростовского предприятия Stellar? То-то же! Многие, наверно, и не знают, что они существуют в природе. Сами предприятия финансово рекламу потянуть не могут, а у магнатов игрушечного бизнеса – ставка на другие проекты.

Как с помощью игрушек приучить ребенка к порядку, читайте в материале «Игрушки в помощь».