
Как получилось так, что зарплаты людей разных квалифицированных профессий различаются в десятки раз? И к чему это может привести?
Недавно в нашей газете вышли два моих материала о девушках-победительницах регионального этапа чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Чемпионат престижный, проводится среди студентов колледжей. Побеждают самые-самые. Моими героинями стали учительница начальных классов и программист. Обе приятные, обязательные, коммуникабельные, открытые, разносторонне образованные и, понятно, знающие свое дело. Между девушками много общего, но есть и то, что разительно отличает их друг от друга – материальные перспективы.
Программист Маргарита, окончив колледж, стала индивидуальным предпринимателем – делает сайты. Говорит, работы невпроворот. С нетерпением ждет, когда ее знакомые окончат колледж и смогут ей помогать. Маргарите – около 20 лет, а она в состоянии себя обеспечивать. Живет отдельно от родителей. Считает, что в жизни все прекрасно, за исключением того, что приходится из-за обилия работы ложиться спать в час-два ночи.
Другое дело – учитель младших классов Виктория. Сейчас она – педагог дополнительного образования (живет в области, места по профилю работы просто не оказалось). Но Виктория счастлива. Говорит, с детства мечтала работать с детьми. Считает, что это ее призвание. Коллеги по работе это подтверждают, рассказывают, что дети тянутся к молодому специалисту, с удовольствием слушают ее и демонстрируют результаты. Что еще надо? Родителям учеников Виктории, наверное, ничего, а вот самой девушке, безусловно, достойной оплаты труда. С зарплатой учителя дополнительного образования позволить себе самостоятельное проживание (действительно самостоятельное, а не за счет родителей или мужа) невозможно. Займи Виктория место учителя начальных классов, ситуация не изменилась бы…
Несправедливо это, правда, когда две девушки с образованием одного уровня, с востребованными в обществе профессиями, требующими знаний и навыков, получают за свою работу вознаграждения, отличающиеся в десятки раз? На этом фоне, на мой взгляд, несколько однобоко выглядят предложения президента по мерам увеличения рождаемости населения. Безусловно, семьям, где родятся первенцы, помогли (в среднем им будут выплачивать в будущем году по 10 тысяч рублей ежемесячно), взять ипотеку под 6 % смогут родители с двумя-тремя детьми – что им, конечно, облегчит многие тяготы. Все это плюсы социальной политики. Меры по поддержке медучреждений относятся к ним же. Но как быть с воспитанием и образованием детей? Куда и к кому родители приведут своих подросших сыновей и дочерей, «родившихся в результате демографической политики государства»? Должны бы – к таким педагогам, как Виктория. Но долго ли умная, целеустремленная, инициативная девушка будет согласна мириться с зарплатой, которой хватает чуть больше, чем на оплату коммуналки в зимнее время? И это притом, что в перспективе Виктория все-таки станет школьным учителем, а о повышении зарплаты работникам образования хоть какие-то разговоры ведутся (однако именно разговоры: учитель с 35-летним стажем работы и двумя ставками получает сегодня в нашей области чуть больше 20 тысяч рублей). А что делать воспитателям детских садов? Если о местах в дошкольных учебных заведениях еще вспоминают, то о зарплатах их работников – нет. А ведь сегодня воспитательница моего сына получает 9600 рублей в месяц (для сравнения: в следующем году минимальный размер оплаты труда в области составит 9,5 тысяч рублей). Где справедливость? Почему такое внимание со стороны государства к количеству родившихся детей и, простите, никакого – к их «качеству»? Разве нам нужно вырастить просто как можно больше биоматериала, а не граждан с большой буквы?..
Впрочем, если вернуться к историям двух девушек, то для Виктории выход, безусловно, есть: она может пойти, например, работать гувернанткой в состоятельную семью и очень неплохо там зарабатывать. Также, как и Маргарита, будет занята с утра до вечера любимой работой (в данном случае – детьми). Единственное, проиграет общество в целом. Оно потеряет специалиста, который помог бы стать образованным хорошим человеком не одному ребенку богатых родителей, а сотням маленьких россиян.

