
Жертвами чудовищной резни, которую устроили двое несовершеннолетних подонков, стали 15 четвероклассников и учительница. Это – первый случай такого масштаба в России
«Незаметное преступление»
Казалось бы, кровавое нападение на школу №127 в Мотовилихинском районе Перми в первые же часы должно было потрясти всю страну. Однако в понедельник большая часть центральных российских телеканалов его как бы «не заметила». Разве что во время новостных выпусков внизу экрана «бегущей строкой» как-то невнятно мелькало сообщение о «поножовщине между двумя подростками». Почему я заостряю внимание именно на телевидении? Да потому, что у него есть возможность откликаться на события в режиме реального времени. Газета не может напечатать в тот же день о событии, которое произошло несколько часов назад. А ТВ вполне способно и рассказать, и показать. Хотя бы в новостях. А что на выходе? О нападении на французскую тюрьму – пожалуйста, о том, как в американской семье детей держали на цепи, – вот вам омерзительная рожа забугорного империализма. Авария школьного автобуса в Германии, где пострадало шесть человек, – нет проблем. А Пермь… Где оно такое, Пермь, чтобы на эту мелочь тратить дорогое эфирное время?
Мне эта ситуация напомнила эпизод из старого мультфильма «Исполнение желаний» (1957), когда король Салерно Мушамиэль беседует со своим министром Мистигрисом. Король: «В моём королевстве происходит чёрт знает что, а я узнаю об этом последним!». Министр: «Прошу прощения, ваше величество, но всё в порядке, – (далее бормочет себе под нос): – Три ссоры среди пьяных матросов, шесть ударов ножом, тридцать краж, два убийства, три отравления… Происшествий нет!»
Сдаётся мне, на российском ТВ наблюдается переизбыток этих самых Мистигрисов. Надо что-то делать. Иначе утром проснёшься, а твоя голова – под мышкой.
Впрочем, нашёлся канал, который не только заметил резню в Перми, но и посвятил ей тем же вечером серьёзную передачу-обсуждение с участием священников, учёных, адвоката, родителей, психологов. Это – православный канал «Спас». Глубокий поклон людям, которые мгновенно откликаются на чужую беду.
«Три ссоры среди пьяных матросов, шесть ударов ножом, тридцать краж, два убийства, три отравления… Происшествий нет!»
(Из сказки Э.Лабуле «Исполнение желаний»)
Из СМИ особо хотел бы отметить ребят из «Комсомольской правды», которые сработали профессионально и на канале, и в Интернете. Часть их информации использовал и я. Называю тех, кто не воспринял пермские события как будничный «криминальный проходняк». Понимаю, что мог не всё отследить, так что – не обессудьте те, кого не упомянул (например, РЕН-ТВ, некоторые другие). Но всё равно, на мой взгляд, КП сработала профессиональнее.
Трагическая случайность или неслучайная трагедия?
Так что же случилось в пермской школе №127? По первоначальным сообщениям Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю, двое молодых людей в стенах школы стали выяснять отношения с помощью «ножевого боя». Дети и педагоги попытались остановить схватку, «несколько человек» получили ножевые ранения.
«Несколько человек» – это 15 пострадавших, из них 12 госпитализированы. В краевую детскую больницу попали 9 детей, 7 из них с резаными травмами. У одного десятилетнего мальчика резаная травма шеи, у другого – проникающее ранение глаза. Оба – в реанимации. Учительнице Наталье Шагулиной нанесли 17 ударов ножом, ей сделана операция в городской клинической больнице № 4.
Выступая перед прессой, уполномоченная по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова категорически отвергла версию о теракте и с некоторыми вариациями повторила рассказ следователей:
«На третьем этаже произошла драка с применением ножей между десятиклассником и бывшим учеником этой школы, который окончил 9-й класс в прошлом году. Он зачем-то пришел в школу. Каким-то образом в конфликт была вовлечена учительница, которая, возможно, пыталась разнять дерущихся. А также – ученики четвертого класса».
«Учитывая, что это внутренняя поножовщина между учениками, давайте дождемся, пока внутреннее расследование проведут. Это же не нападение на школу извне».
(Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ)
На основе этих «зачем-то», «каким-то», «возможно» (не говоря уже о героической схватке десятилетней малышни с вооружёнными бандитами) пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:
«Учитывая, что это внутренняя поножовщина между учениками, давайте дождемся, пока внутреннее расследование проведут. Это же не нападение на школу извне».
Ну, повздорили мальчуганы, с кем не бывает… Не на школу же напали, в самом деле. А вот тут можно поспорить. Корреспонденту «Комсомолки» правоохранители сообщили: оба подростка пришли в школу как раз затем, чтобы напасть на четвероклассников. Но в кабинете нападавшие что-то не поделили, стали друг с другом драться и махать ножами. Под горячую руку и детишки с училкой попали…
Бред какой-то. Шли нападать на малышей, напали друг на друга, потом снова о детишках вспомнили… Между тем рассказы пострадавших учеников четвёртого «Б» в клочья рвут подобное сочинительство!
Вот что рассказал очевидец – десятилетний мальчик, который во время нападения присутствовал в классе на уроке труда. 47-летняя преподаватель Наталья Шагулина учила детишек мастерить деревянные поделки. Вдруг в класс вошли два здоровенных парня. Они были в черных штанах и таких же черных кофтах, в чёрных масках, на глазах – темные очки. В руках у каждого – по ножу. Мальчик сидел за первой партой:
«– Я разглядел их оружие, они взяли не простые ножи с кухни, а как будто профессиональные, охотничьи. Когда один из этих парней увидел, что Наталья Васильевна тянется к телефону, он подскочил к ней и схватил ее. А второй парень бросился к ребятам и стал хватать всех подряд».
Отдельные детали добавил отец одного из четвероклассников:
«Как рассказал сынок, примерно в 9.45 к ним в класс влетели два парня. Один подбежал к учительнице и ударил ее ножом, а потом сразу подошел к моему сыну, он сидит впереди, и порезал его – у сына порезы кожи на голове. Сын быстро вскочил и выбежал в коридор, потом на улицу, добежал до поликлиники…»
Несколько ребят понеслись в ближайший торговый центр «КИТ», и работники ТЦ вызвали правоохранителей.
Разницу улавливаете? Два подростка, которые машут друг перед другом ножичками, – и незнакомцы в чёрных масках и очках, пришедшие в класс с охотничьими ножами для расправы (как позже уточнили очевидцы – и с нунчаками). Если верить более поздним сообщениям, подонки старались бить детишек точно в головы, чтобы убить с одного удара. Школьники в соседних классах решили, что начался второй Беслан.
Это – две совершенно разные истории. И при всех скидках на то, что у страха глаза велики, я склонен почему-то доверять именно ребятишкам.
«Ну жёваный же крот!», или
Наш российский «колумбарий»
Однако зачем оба подростка решили устроить в школе кровавую баню? Кстати, их задержали оперативно и установили их личности, которые тут же были обнародованы многими СМИ. Хотя… Факт преступления налицо, и сами преступники не отрицают своей вины. Так что ни о каком нарушении закона о защите личных данных не может быть речи.
Оба обвиняемых учились в той самой 127-й школе – и 17-летний Лев Беджаков, и 16-летний Александр Буслицын. Беджаков после 9-го класса перешёл в колледж, где учился на сварщика. Однако Лев пристрастился к наркоте, сообщают даже, что он состоял на учёте в психдиспансере (реальных подтверждений этому нет). Родители, видимо, фактически махнули на него рукой (если верить СМИ).
Информация, полученная от знакомых, одноклассников, очевидцев, всегда требует проверки. Но кое-что можно утверждать с достаточной степенью вероятности. Оба налётчика являлись участниками движения «Колумбайн». «Колумбайн» – американская школа, печально известная тем, что 20 апреля 1999 года двое учеников старших классов Эрик Харрис и Дилан Килболд при помощи стрелкового оружия и взрывчатки ранили 37 человек, 17 из которых позднее скончались. Затем подростки застрелили друг друга. Кстати, некоторые утверждают, что то же самое после бойни попытались сделать Лев и Александр, но оказалось больно, и они передумали…
К сожалению, за американской трагедией до сих пор тянется кровавый шлейф. Сейчас в социальных сетях Рунета действует до 40 сообществ, посвящённых массовым убийствам в школах (по версии «КП»). Большая часть из них носит закрытый характер. Что-то вроде «субкультуры» детей-самоубийц – группы смерти «Синий кит» и проч. Но «Колумбайн» страшнее. Теперь и в этом мы смогли убедиться.
Кое-кто из людей, знавших подростков-террористов (на мой взгляд, они такой статус вполне «заслужили»), утверждает, будто Александра Буслицына подбил на преступление Лев Беджаков. Это вызывает сомнения. Те же знакомцы вспоминают, что в сетях Александр фотографировался с оружием в руках, состоял одновременно в нескольких «колумбайновских» группах, указывал в своих данных возраст и место жительства Дилана Килболда – одного из парочки американских убийц. Не думаю, чтобы Александра пришлось долго уговаривать.
В общем, случилось то, что случилось, и чиновники снова «бьют по хвостам». Вице-премьер РФ Ольга Голодец требует усилить меры безопасности во всех учебных заведениях страны. В Пермь выехала спецгруппа во главе с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой, чтобы разобраться и не допустить повторения подобных ЧП. И как? Усилить охрану? Навесить побольше видеокамер? Расстрелять виновных?
Сейчас в социальных сетях Рунета действует до 40 сообществ, посвящённых массовым убийствам в школах (по версии «КП»). Большая часть из них носит закрытый характер.
А я просто приведу отклик одного из пользователей Интернета – некоего «Владимира Владимировича»: «Ну жеваный же крот. Как я учился с 1985 по 1995, когда вообще не было охраны в школах и никто никого в школах не резал???!! В том совковом, рабском, по мнению карнавального и его кодлы, обществе никто никого в школах не резал! Как такое возможно было вообще? Зато теперь при свете демократии в школы то со стволами, то с волынами ломятся».
Да, конечно, защиту школ укрепят. Наталью Шагулину наградят за героическую защиту своих учеников. Оба подонка отсидят от 6 до 20 лет, смотря по квалификации суда (ст.105 через 30-ю УК РФ, покушение на убийство). Тюрьма – не самая лучшая школа воспитания, поверьте мне. 99 % могу поставить на то, что эти двое выйдут законченными подонками (всей душой хотел бы ошибиться, но…). Но лечить-то надо не симптом, а болезнь. Наши дети разлагаются в гниющем обществе. Это очевидно даже для слепоглухонемого. Симптом переходит в диагноз, далее – в раковую опухоль.
Детей нельзя оставлять один на один с колумбарием. Без счастливого детства нет счастливой страны. Без счастливых родителей нет счастливых детей. Надо ли продолжать эту логическую цепочку дальше? Думаю, нет. Следует строить счастливое общество, а не укреплять школы минными полями и пулемётными дзотами.

