У нас в школах все больше детей учат финансовой грамотности. А кто их будет приучать к труду?

Свои первые деньги я заработала примерно классе в седьмом, во время каникул. Нас, городских школьников, на один летний месяц обязательно отправляли помогать селянам убирать урожай. 

Перед возвращением обратно каждому заплатили небольшую сумму. Так как в те годы в семьях было не принято давать деньги на карманные расходы, кроме как 20 копеек на школьный буфет, эта зарплата показалась нам целым состоянием. Что с ней делать? Рванули в местный магазин и накупили подарков близким и себе конфет.  

В школьные, а потом и студенческие годы я еще не раз ездила с другими ребятами на работу  в разные колхозы, даже на  Багаевский консервный завод.  

Но система воспитания в СССР была построена не на том, чтобы дать возможность заработать на карманные расходы и научить правильно их тратить, а – приучить к труду, втолковать, что все должны работать и  какими силами  достаются общественные  блага. Для этого также устраивались экскурсии на предприятия, в том числе на те, где работали родители. Во главе угла стоял труд. 

А потом все перевернулось. На первое место выдвинулись деньги. Сейчас в крупных городах в семьях определенного достатка детям уже дарят не подарки, а пластиковые карты с определенной суммой. Родители  даже стали платить  за хорошие отметки и помощь по хозяйству.  

То есть дети имеют деньги и, следовательно, возможность покупать товары, пользоваться картами. 

Было решено  начать обучать их  финансовой грамотности. С 2016 года во многих школах введен специальный предмет. В программе – денежные операции в банках, тонкости кредитов и депозитов, управление денежными потоками, активы и пассивы, страхование и пенсионные выплаты. Это, конечно, необходимые знания.  

Но как бы в сознании детей вся эта финансовая грамотность не сдвинулась в одну сторону и не создалось ощущение, что деньги – эти желанные фантики – всегда будут  появляться чудеснейшим образом.  То есть откуда угодно – от родителей, покровителей, банков, но только не как результат собственного честного труда. 

Риск, что этот сдвиг произойдет, – существует. Ведь  что сегодня культивируется? Легкие деньги, добытые сомнительным путем или за счет кого-то. Варианты: обобрать, обокрасть, стать женой или любовницей состоятельного господина, получить должность поближе к бюджетной «кормушке»... В общем, что-то раз сделать, чтоб потом ничего не делать. Об этом пишут книги, снимают фильмы и шоу. 

Пришла с работы затемно, включила телевизор, а там по первому – «Кто хочет стать миллионером?» В студии два известных актера отвечают на вопросы ведущего. Первые несколько вопросов, как всегда, для дураков. Тем не менее, ответив на них, участники заработали за пять минут 2000 рублей. 

Когда задумалась, что  эту сумму за день не могут заработать многие люди, занимающиеся общественно полезным тяжелым трудом,  стало грустно. 

Современным детям, схватывающим все буквально на лету, это может показаться не столько грустным, сколько любопытным и заставляющим сделать определенные выводы о труде и его ценности.  Такой вот еще один урок  финансовой грамотности.