
Неделю назад в Америке вновь расстреляли школьников. Убийца – сверстник пострадавших. Похожее случалось уже и у нас. Одна из причин ужасающей тенденции – увлечение детей «убийственными» сайтами в Интернете, видеоиграми со сценами насилия.
В России предлагается принять закон, регулирующий поведение подрастающего поколения во Всемирной сети. Пока что задуманное только обсуждается, депутаты говорят о проблеме с родителями, представителями образования. Вот и в Ростовской области дан старт проекту, посвященному безопасности детей и подростков в Интернете.
На его открытии говорили об ограничениях, контроле и создании соответствующих условий в обществе. Основные тяготы в наставлении детей на путь истинный, судя по высказываниям большинства присутствовавших, должны лечь на плечи преподавателей. Они с детьми утром, днем и вечером. Они и учат, и воспитывают. Они, будь более продвинутыми «обитателями» Интернета, явно посодействовали бы улучшению ситуации…
Странно, мне кажется. Отсидел ребенок на уроках, кружках, а дальше что? Учитель вместе с ним будет в телефон или планшет заглядывать и указывать, на что кликать?
Мне куда более правильными показались замечания по поводу условий жизни, которые способствуют тому, что дети увязают в сетях. Их и надо менять.
Должна быть возможность у ребенка ходить в кружки и секции, а они сейчас за редчайшим исключением – платные.
Еще один момент: теперь дети часто не хотят заниматься дополнительно. А мои сверстники повально записывались в секции фехтования после просмотра фильма «Три мушкетера» или мечтали научиться играть на музыкальных инструментах (на концерты-то раньше было попасть куда проще – дешевле).
Что еще важно: родители могли выкроить время сходить с ребенком куда-нибудь. Сегодня же мамы и папы работают с утра до вечера. И это считается нормой. Может быть, поэтому на школы и переваливается вся ответственность? Родители-то все равно ничего не успеют.
Но что еще страшнее: некоторые мамы с папами и не хотят быть в ответе за взросление своих детей. Разве это редкость, когда родители дают малышу, лишь бы он не кричал или не вертелся, телефон или планшет? Картина обыденная. Чему тогда удивляться, если в пять-семь лет ребенок уже не расстается с этим устройством и ничего другого не хочет, а потом сами же взрослые этим и недовольны? Гаджеты – вещь интересная, усилий для их использования не надо проявлять никаких. Вот с детства и привыкают «халявить». Почему же детям вдруг должно стать интересно трудиться – участвовать в реальной жизни?
Может быть, я утрирую, но в знакомстве детей со Всемирной сетью нужно поступать, как с походами в магазин или формированием вкусовых пристрастий. Можно, совершая покупки, с детства приучать ребенка бросать в тележку все, что ему захочется. А можно даже не дать малышу понять, что приобретать товар может кто-то, кроме взрослого. Кто-то с молодых ногтей считает нормальным пристрастить чадо к шоколадкам и чипсам, кто-то – к каше с фруктами. И вот здесь, какими бы ни были условия в обществе, выбор за нами – родителями. Поэтому какой бы прекрасный закон о защите детей в интернет-пространстве в будущем ни приняли, какие бы изменения в обществе ни произошли, действительно повлиять на поведение ребенка в Сети могут, пожалуй, только самые близкие, родные люди. Разумеется, если у них есть желание. К тому же закона может не быть еще долго, а дети растут и растут.

