
До России докатилась волна громких разоблачений о сексуальных домогательствах. В центре скандала оказались не только известный режиссер Марк Розовский, но и депутат Госдумы Леонид Слуцкий. Как отреагируют российские законодатели на тему, которую в обществе предпочитают замалчивать?
Прецедент создала азербайджанская певица и актриса Фатима, заявив в телеэфире канала «Россия 1» в передаче Андрея Малахова, что 12 лет назад, когда она была студенткой ГИТИСа и училась на курсе Розовского, он принудил её вступитесь с ним в сексуальную связь. Сам Розовский все отрицает. Но причин не верить Фатиме нет. В театральных кругах и сфере шоу-бизнеса такое поведение мужчин, принимающих решение, не новость: чтобы пройти отбор, попасть на сцену, получить роль, многие модели, актрисы и певицы проходят «через диван».
Непонятно, почему о домогательствах своего педагога Фатима заявляет лишь спустя 12 лет. Захотела погреться в лучах славы Розовского, утверждают многие. Широкой публике имя Фатимы ни о чем не говорит. В отличие от имени Розовского. Выходит, девушка решила просто пропиариться? Похоже на правду. Согласитесь, если бы в подобной ситуации был замешан другой мужчина – актер, осветитель, электрик – то маловероятно, что такая история выплыла бы на свет божий спустя столько лет.
Но есть и другая версия. Фатима заявляет, что хочет наказания для Розовского. Но доказать спустя 12 лет, что сексуальное домогательство и насилие имели место, невозможно. Нет ни фактов, ни улик, ни свидетелей. Нет ничего, кроме слов. Тогда зачем все это? Быть может, для того, чтобы бросить тень на имя известного режиссера, если нет другого способа наказать его? Но можно ли испортить мужскую репутацию подобными обвинениями? Сомнительно. Наше общество очень снисходительно относится к мужским «шалостям»…
Подобные скандалы вспыхивают все чаще. И не всегда цель женщин – самопиар, в котором можно заподозрить Фатиму. На днях несколько журналисток парламентского пула, работающих в Госдуме, рассказали на условиях анонимности одному из телеканалов о сексуальных домогательствах депутата от ЛДПР Слуцкого, которого теперь часто сравнивают с Харви Вайнштейном (американский кинопродюсер, обвиненный в многочисленных сексуальных домогательствах). И опять же: доказать в правовом поле факты домогательства очень сложно, тем более что сам законотворец все отрицает, да и депутатский иммунитет при нем. Как утверждают журналистки, эти грязные и оскорбительные приставания происходили против их воли. Когда такое случается на рабочем месте – пусть даже это Госдума, ситуация для женщины практически безвыходная: или увольняйся, или подчиняйся…
Эксперты считают, что так будет до тех пор, пока в наше действующие законодательство не будет внесена статья о сексуальном домогательстве, давно принятая в развитых странах. Существующая ныне в УК РФ статья «Ответственность за понуждение к сексу» практически не работает, поскольку написана так, что не дает четкого понимания того, что же такое «сексуальное домогательство». Идти с заявлением в полицию решаются единицы пострадавших женщин.
Законопроект статьи о сексуальных домогательствах был разработан и внесен в Госдуму еще в 2014 году. Однако его отклонили в первом же чтении. Некоторые депутаты даже шутили тогда: не нужен нам такой закон – ведь есть женщины, которые любят, когда к ним пристают. Да, такие женщины действительно есть. И провести тонкую грань между взаимным согласием и домогательством ох как непросто.
На фоне скандала со Слуцким депутат Госдумы Оксана Пушкина намерена внести поправки в законопроект (разработан 15 лет назад) о гендерном равенстве в трудовых отношениях, где будет прописана ответственность за сексуальные домогательства. Быть может, тогда женщина, отказавшая мужчине-начальнику, сможет продолжать работать?

