
В этом году в нашей области девятиклассники в качестве эксперимента будут сдавать русский язык еще и устно. В будущем это начинание планируют сделать частью государственной итоговой аттестации повсеместно.
За 15 минут школьник должен будет выполнить четыре задания: выразительно прочитать вслух текст, пересказать его с привлечением дополнительной информации, высказаться по поводу одной из выбранных тем и побеседовать с экзаменатором. Процесс сдачи должен соответствовать строгому регламенту, за чем благодаря современным технологиям будут следить специалисты извне. Тем, кто в этом году сдачу провалит, пока ничего не грозит. Впоследствии за выполнение устного этапа также будут ставиться баллы.
Сегодня в школах уже идут «испытания»: учителя пошагово проходят с девятиклассниками все то, что скоро предстоит сделать, пока просто «напоказ». По словам знакомых, результаты так себе. Нет, некоторых школьников, безусловно, можно спутать даже с юными артистами, ораторами или философами. Но речь большинства, увы, что называется, «хромает». А ведь задание-то, кажется, пустячное (если, конечно, тексты и темы не очень сложные), по крайней мере, прочитать хорошо должны бы все. Но на деле этого нет. Наши старшеклассники не все умеют хорошо читать. Их устная речь скудна…
Вот и стало мне интересно, с какой целью затевается этот эксперимент? Может, как возможность отследить устные способности учащихся? А может, была мысль показать, что у нас все хорошо? Задания-то по сути простые… Но вот в чем беда: решения о начале тестирования в конечном счете принимают люди, иногда о-очень далекие от учебного процесса. Они даже и не догадываются, что сегодня для приличного количества молодых людей работа с текстом – проблема.
Разумеется, это все мои предположения: и по поводу целей устного испытания, и по поводу далеких от учебного процесса чиновников. Школьники официально пока ничего не сдавали, и результатов никаких нет. Зато я очень хорошо знаю, что происходит сегодня, например, в компаниях, где работают телефонные операторы. Значительная часть их деятельности основана на работе с текстом. Конечно, если общение дается человеку непросто в силу его личностных особенностей, работа оператора станет для него поперек горла. Но в любом случае читать текст он, по идее, должен свободно. Так нет же. Читают с запинками, останавливаясь посреди фразы, не понимая смысла. Не все, конечно, но многие. Хорошо, когда операторы информацию заучивают, тогда она звучит из их уст еще ничего, терпимо.
Кстати, сегодня это очень распространенный вид занятости: оператор на телефоне. Много вакансий, много желающих попасть на подобные должности. С обязанностями, кажется, могут справиться многие, а все-таки за хороших операторов в компаниях держатся. Будет ли на рынке труда через пять-десять лет такая же потребность в этих специалистах, как и сегодня, не знаю. А вот о том, хватит ли приличных кадров для этой или других аналогичных должностей, не требующих специальных навыков или особой квалификации, мы скоро узнаем. Результаты устного этапа проверки по русскому языку в 9-м классе, кажется, смогут прекрасно это показать. Хорошо бы, чтобы они были неплохими на самом деле, а не в отчетах.

