
Считать деньги в чужом кармане некрасиво. Тем более указывать их владельцам, как лучше ими распоряжаться. Однако это правило приличия, назовем так, обходят наши представители власти, то и дело проявляя интерес к выплатам пенсионерам. Года два назад глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ольга Баталина «обрадовала» работающих пенсионеров тем, что пенсия у них сохранится, а вот индексироваться вслед за инфляционным ростом цен не будет. Сказано – сделано.
В прошлом году глава Минфина РФ Антон Силуанов изобрел, как он сам назвал, «интересный инструмент», точнее, выпуск облигаций федерального займа, которые пенсионеры могли бы «обменять» на деньги, что держат под подушкой. Много ли таких нашлось, пока неизвестно. В этом году по части заявлений, касающихся пенсий, отметилась глава Банка России Эльвира Набиуллина, заявив, что проблема российских пенсионеров в том, что они не умеют копить деньги и не умеют инвестировать. Дескать, России не хватает «длинных денег», той системы пенсионных накоплений, которые бы работали на экономику. Интересно, как бы копила деньги и вкладывала их во что-нибудь Эльвира Сахипзадовна, если бы получала среднюю по стране пенсию – 15-17 тысяч рублей. А ведь у многих пожилых она не превышает величину прожиточного минимума в данном конкретном регионе.
К примеру, в Ставропольском крае – чуть больше 8 тыс., в Карачаево-Черкессии, Северной Осетии она едва переваливает за 7 тыс., в Саратовской, Оренбургской не дотягивает до 8 тысяч. В нашей области – 9 тыс. 355 рублей. Большая часть пенсий идет на уплату «коммуналки», покупку продуктов, лекарств. И как прикажете копить деньги?
Наши пенсионеры привыкли на всем экономить, им непонятно, что такое «длинные деньги» и как они будут работать на экономику страны, которая буксует уж точно не по их вине. Пожилые люди, кому позволяет здоровье, продолжают работать. В любом случае это выгоднее индексации к пенсии в 200-300 рублей.
Кстати, о работающих пенсионерах. Отвечая на вопросы депутатов Госдумы по поводу возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам с низкой заработной платой, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сказал, что в СССР долгое время не позволялось одновременное получение зарплаты и пенсии: «Это допускалось только в определенных рамках, если пенсия небольшая и зарплата маленькая». Так ведь и сегодня пенсионеры работают за небольшие деньги только потому, что пенсия маленькая! Бабушка премьера работала сторожем «и получала пенсию рублей 40 или 50 и зарплату порядка 60 рублей». Если произвести простое арифметическое действие, то в месяц бабушка Дмитрия Анатольевича получала 100-110 рублей, что соответствовало зарплате врача, инженера. Вполне приличные деньги. В те времена, в отличие от дня сегодняшнего, цены на продукты не зашкаливали. Так что бабушка премьера могла пару десяток откладывать, как тогда говорили, на «черный день». У многих нынешних пенсионеров так не получается. Для того, чтобы копить деньги и куда-то их инвестировать, надо их иметь. Пока пенсионеры вкладывают пенсию исключительно в себя. Поэтому вряд ли они поведутся на то, чтобы инвестировать свои кровные в какие-нибудь причудливые идеи, предлагаемые нашими финансистами и банкирами.

